Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

Музыкальный форум

И.О. Дунаевский

> О великих композиторах и исполнителях

О великих композиторах и исполнителях. Обсуждаем великих мира музыки.

 
Reply to this topicStart new topic
И.О. Дунаевский, Гениальный композитор-песенник
Тёма
сообщение 19.7.2007, 15:27
Сообщение #1


Вопреки всему и всем... Жить!

Группа: Модераторы
Сообщений: 2073
Регистрация: 14.1.2006
Из: Израиль

Блог
Фотографии

Спасибо сказали: 720 раз(а)


user posted image

И.О. Дунаевский
(1900 - 1955)


«Я ставлю своей задачей создание центральной песни в картине - и,
отталкиваясь от этой песни, создаю музыкальное оформление фильма».
И.О. Дунаевский


«Советская массовая песня» - это словосочетание вызывает в памяти несколько фамилий композиторов, работавших в этом жанре. Но первым среди них всемирно признан Исаак Осипович Дунаевский. Расцвет его песенного творчества приходит с 30-ыми годами, когда в кинематограф пришел звук и «Великий немой» не только заговорил, но и запел. Это было потом, а сначала...
1900 год, город Лохвицы Полтавской губернии. Здесь в семье служащего родился мальчик, которому предстояло прославиться на весь мир. С малых лет он начал учиться игре на скрипке. Первым учителем стал местный музыкант-любитель Г.П. Полянский. Уже став известным композитором, И.О. Дунаевский вспоминал его с большой теплотой. Игре на фортепиано он начал учиться почти самоучкой. С переездом в Харьков, появились новые возможности в продолжении музыкального образования. И.О. Дунаевский десяти лет поступил в Харьковское музыкальное училище, вскоре преобразованное в консерваторию. В 1919 году Дунаевский окончил консерваторию по классам: композиции у профессора С. Богатырева и скрипки у профессора А. Ахрона. Одновременно закончил гимназию с золотой медалью.
В 1919 году Дунаевский начинает работу в Харьковском драматическом театре, где Дунаевский пишет музыку к постановкам комедий Мольера, Гоцци, Бомарше, к «Овечьему источнику» Лопе де Вега. Эта деятельность послужила композитору хорошей школой. Сам Дунаевский писал: «Можно сказать, что не консерватория, а именно эта театральная работа в оркестре и с оркестром была моей подлинной школой овладения искусством оркестровки». Композитор уже тогда понял и навсегда усвоил, что в любом сценическом жанре характер и стиль музыки определяются идеей произведения, для которого музыка создается. Создание музыки, помогающей действию и даже развивающей его, стало законом в творчестве молодого композитора. Этого принципа он придерживался и в дальнейшем: в Московском эстрадном театре «Эрмитаж», музыкальным руководителем которого он был с 1924 по 1926 год, в Московском театре сатиры на посту заведующего музыкальной частью (1926-1929) и в Московском театре оперетты, где с огромным успехом была поставлена в 1927 году его оперетта «Женихи». Этот спектакль стал не просто «первой ласточкой», возвестившей о приходе весны в еще не освоенный советским театром жанр. По сути, то было началом рождения советской оперетты, музыку которой И.О. Дунаевский видел через призму главной ее арии - песни. Не случайно, когда в 1927 году московский журнал «Рабис» попросил И.О. Дунаевского и некоторых режиссеров и артистов театра оперетты принять участие в дискуссионной анкете «Опереточный тупик. Как выйти из него?», композитор высказался категорически: советская оперетта должна нести слушателям песни, «параллельно с созданием оперетты должна идти борьба за новую советскую песню!»

И.О. Дунаевский и джаз - это особая глава в его жизни.
Ко времени приезда в Ленинград в 1929 году музыкальный багаж композитора был уже достаточно солидным. Дунаевским была написана музыка к 62 драматическим спектаклям, к 23 эстрадным обозрениям, 6 водевилям, 2 балетам, музыка 8 оперетт («Женщины в аду», «Пассажир с Океаника»«, «И нашим и вашим», «Соломенная шляпка» и другие). Композитор много работал в области камерного творчества. Им было создано свыше 90 различных произведений - пьесы для фортепиано, квартеты, романсы. В Ленинграде композитор работает дирижером «Мюзик-холла»
Именно здесь он овладевает техникой оркестровки для джазового ансамбля и «секретами» джазового звучания. В это время Дунаевский пишет рапсодии на темы песен народов СССР, написанные для оркестра Л.О. Утесова. Сотрудничество с джаз-оркестром Л. Утесова и музыкальное руководство в эстрадных театрах Москвы. Сразу определилось основное направление в творчестве композитора: эстрада, связь с театром, оперетта. Среди оперетт, написанных композитором в это время, выделяются «Женихи», «Карьера премьера», «Миллион терзаний», «Золотая долина» и др.
Создание музыки к звуковому фильму совпало с началом нового этапа в творчестве Дунаевского. 1934 год. Режиссер Г. Александров снимает кинокомедию «Веселые ребята». В съемках заняты прекрасные артисты. Нужна музыка, которая действительно станет главным персонажем фильма. Именно такую музыку и создал И.О. Дунаевский.

Из воспоминаний об Александрове и Дунаевском:
Александрову порекомендовали Дунаевского. Их встреча состоялась на квартире Утесова. Тема разговора была одна - о музыкальной кинокомедии, о будущем фильме. Наконец Дунаевский подошел к роялю:
«Об этой работе, музыка которой, как мне кажется, уже приближается к нам, мне хочется сказать...» - И он в раздумье опустил руки на клавиши.
Музыка, разрастаясь, превращалась то в размышление о счастье, то в веселые куплеты и галоп, то обретала ритм жизнерадостного марша. Когда растаял последний звук этой романтической импровизации, Дунаевский повернулся к Александрову и Утесову и доверительно спросил: «Похоже немножко?» Пораженный Александров молча смотрел на композитора. Сейчас, в какое-то короткое мгновение, сквозь музыкальные картины, набросанные Дунаевским, он вдруг увидел кадры еще не созданного фильма. А музыка уже зримо вычертила контуры будущей работы, словно с улыбкой прошли у рояля герои фильма, сказав: «До скорой встречи!» И Александров и Дунаевский, каждый по-своему, всегда вспоминали тот вечер, открывший их долгий совместный творческий путь.
Для фильма Дунаевский написал около двадцати различных музыкальных номеров: песню Анюты, песню Кости, галоп, скрипичный урок, нашествие стада на виллу, танго, вальс, сцену «музыкальной драки», частушки, мультипликационные заставки и многое другое. Утесов вспоминал, что он никогда не упускал возможности послушать игру Дунаевского: «Музыку Дунаевского любят все, но тот, кто не сидел с ним у рояля, не может себе полностью представить всю степень дарования этого поистине замечательного музыканта».
Прежде чем выпустить на широкий экран, фильм в числе других работ известных советских киномастеров повезли в Венецию на Вторую международную кинематографическую выставку.
Блистательным завершением Выставки было присуждение произведениям советской кинематографии первого приза - Золотого кубка, который был торжественно вручен делегации советских кинематографистов.
Особенно популярной в Венеции сразу же стала музыка фильма. «Марш веселых ребят», переведенный на итальянский язык, распевали повсюду. Маленькие оркестрики, неаполитанские ансамбли с увлечением играли в своем музыкальном изложении и «Марш веселых ребят», и написанную в ритме танго, близком неаполитанским мелодиям, песню Кости.


Следом за «Веселыми ребятами» было еще 15 фильмов.

Участники фильма «Дети капитана Гранта» не переставали удивляться титанической работоспособности Дунаевского, который приходил к ним в павильон после напряженной работы здесь же, на «Мосфильме», с Александровым и сразу активно включался в работу над другим фильмом, с ходу разрабатывая вдруг родившуюся мелодию, изображая чуть ли не весь оркестр. Ему всегда хотелось, чтобы музыка была «настоящей», а песня - искренней, заразительной, словно родившейся в сердце героя фильма. Сейчас трудно представить себе, чтобы юный Роберт, поднимаясь на мачту шхуны «Дункан», не запел бы: «А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер!»
«Когда я вспоминаю музыку к фильму «Дети капитана Гранта», - писал Шостакович, - я не могу не испытывать сожаления по поводу того, что блестящая увертюра к картине, открывшая новую сторону таланта композитора, не повлекла за собой продолжения работы в этом плане. Эта увертюра - симфоническое произведение большого накала и темперамента».
Более двадцати музыкальных произведений было создано Дунаевским к фильму «Цирк», снятому в том же 1936 году. Однако главной в фильме стала «Песня о Родине».
О жизни этой песни можно было бы написать целую книгу, страницы которой поведали бы о том, как ее пели строители Магнитки и Комсомольска-на-Амуре, белорусские колхозники и металлурги Кузбасса, как этой песней, передававшейся по радио с января 1938 года каждое утро без 5 минут 6, начинался новый трудовой день СССР. «Песня о Родине» сражалась с фашизмом, она была паролем югославских партизан, ее пели в освобожденных городах Чехословакии, Венгрии, Польши, Болгарии.
Музыка Дунаевского не только помогала отыскивать внутренний стиль и внутреннюю сущность будущего кинопроизведения, но и порой вела к разработке характеров будущих героев. Пожалуй, самым необычным примером активного воздействия музыки Дунаевского на литературное творчество является тот факт, что не роман Льва Кассиля «Вратарь республики» стал основой сценария, а сценарий фильма и музыка к нему повлекли за собой рождение книги.
1938 год отмечен работой над музыкой к фильму «Волга-Волга». Она была для Дунаевского настолько же интересной и увлекательной, насколько ответственной и сложной. Дунаевский стал не просто композитором, написавшим музыку к фильму, а одним из авторов кинокомедии.
«Можно смело сказать, что без этой музыки не было бы фильма!» - утверждала газета «Кино».
«Но, - заметил Исаак Осипович, прочитав этот лестный отзыв, - без этого фильма не было бы и музыки!»
«Волга-Волга», пожалуй, как ни один фильм Дунаевского, пронизана песнями, симфоническими картинами, куплетами, музыкальными эпизодами, танцевальными ритмами.

Песенное творчество И.О. Дунаевского содержит произведения пронизанные оптимизмом и молодостью духа. Самые яркие песни связаны с образами молодежи, написаны, как правило, в маршевых ритмах, что было наиболее характерно в тридцатые годы в нашей стране. Достаточно вспомнить «Песню о Родине», «Песню о Каховке», «Песню о веселом ветре», «Марш веселых ребят», «Марш энтузиастов», «Спортивный марш» и др. Несомненно, невозможно забыть и шуточные («Песня водовоза», «Песенка о капитане»...), и лирические («Песня Анюты», «Рыбацкая лирическая», «Если Волга разольется»...) песни.
В годы войны И.О. Дунаевский много сделал для популяризации песни: он возглавил Оборонную комиссию Союза композиторов, много ездил по стране с руководимым им железнодорожным ансамблем. Но сочиняет в это время меньше, т.к. почти все время отнимали концерты и подготовка к ним. Немало времени уходило и на дороги, поскольку выступления ансамбля проходили и в Поволжье, и в Средней Азии, и на Урале, и в Сибири, Средней Азии, и на Дальнем Востоке...
С наступлением мира, имя Дунаевского вновь появляется на афишах новых музыкальных комедий, кинофильмов и на обложках новых нотных изданий. Среди кинофильмов «Весна», «Кубанские казаки», «Мы за мир», «Крылатая защита», «Запасной игрок» и др. Возвращается композитор к оперетте. На сей раз, появляются выдающиеся произведения этого жанра: знаменитые оперетты «Вольный ветер» и «Белая акация».
Песни послевоенных лет отличаются широким распевом и усилением лирической интонации. Композитор попытался не столько даже продолжить традиции русского романса, сколько возродить уже позабытый жанр. К таким песням-романсам можно отнести знаменитый «Школьный вальс», который поражает своей особой задушевностью, мелодичностью и аккомпанементом с развитыми мелодическими подголосками в отдельных фрагментах. «Школьный вальс» стал своего рода гимном школьников-выпускников. Особого упоминания заслуживает песня «Летите голуби», удивительный образец хоровой лирики. Это не просто красивая мелодия, которую можно при желании спеть. Это произведение, специально написанное для хора, использующее специфические хоровые приемы. Но ни у одного из слушателей при ее исполнении не возникает никакого ощущения утяжеленности или усложненности.
Возможно, именно с таких произведений И. О. Дунаевского и началась новая эра в советской массовой песне. Она перестала быть песней масс, она стала песней лирической, песней одного, очень симпатичного лирического героя.

Лебединой песней Дунаевского стала его оперетта «Белая акация», которую композитор назвал «весенним интермеццо». Мелодиями любви, искрящимися весенними красками, пронизана музыка этого произведения, словно его создавал не смертельно больной человек, а юноша, влюбленный и бесконечно талантливый.

Композитор был полон творческих сил, когда 25 июля 1955 года ровно в 11 часов утра тяжелый спазм сжал сердце Дунаевского, и оно остановилось навсегда. Смерть застала Дунаевского за окончанием работы над опереттой «Белая акация». Его неоконченный труд завершили друзья.


--------------------
И всё же я всё ещё жива.
Go to the top of the page
 
   +Quote Post
Karichka
сообщение 19.7.2007, 15:43
Сообщение #2


Прекрасная и неприступная

Группа: Gold Member
Сообщений: 4287
Регистрация: 2.11.2005
Из: Донецкая обл., Украина

Блог

Спасибо сказали: 1536 раз(а)


sad.gif мне что-то взгрустнулось опять...

Спасибо, Юленька user posted image

Песня-символ эпохи:

Песня о Родине или больше известная как Широка страна моя родная...


--------------------
Life's biggest battles often are fought alone
My spirit brings me home
Go to the top of the page
 
   +Quote Post
Гость_nadusha_chka_*
сообщение 16.10.2007, 11:55
Сообщение #3




Гости






Спасибо за такую замечательную "статью".
Давно уже ищу сборник маршей Дунаевского и никак не найду... search.gif
один раз только на кассете видела, а зачем мне кассета, если её пихать некуда?! Несколько раз в инете находила ссылки, но они устаревшие... sad.gif [/color]



Тэги цвета на форуме запрещены. Пожалуйста, больше не используй их во избежание наказания.
Go to the top of the page
 
   +Quote Post
Тёма
сообщение 16.10.2007, 12:16
Сообщение #4


Вопреки всему и всем... Жить!

Группа: Модераторы
Сообщений: 2073
Регистрация: 14.1.2006
Из: Израиль

Блог
Фотографии

Спасибо сказали: 720 раз(а)


Для поиска в разделе классической музыки существует специальная тема
Напиши там свой запрос. Здесь его могут и не заметить. wink.gif


--------------------
И всё же я всё ещё жива.
Go to the top of the page
 
   +Quote Post
Гость_nadusha_chka_*
сообщение 16.10.2007, 12:48
Сообщение #5




Гости






Спасибо за ссылочку!
Go to the top of the page
 
   +Quote Post



Reply to this topicStart new topic

 



Сейчас: 20.1.2018, 14:46
Правообладателям, Claims Of Copyright Infringement,
И.О. Дунаевский - Музыкальный форум