Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

Музыкальный форум

Дитрих Букстехуде

> О великих композиторах и исполнителях

О великих композиторах и исполнителях. Обсуждаем великих мира музыки.

 
Reply to this topicStart new topic
Дитрих Букстехуде
Тёма
сообщение 30.8.2007, 22:01
Сообщение #1


Вопреки всему и всем... Жить!

Группа: Модераторы
Сообщений: 2073
Регистрация: 14.1.2006
Из: Израиль

Блог
Фотографии

Спасибо сказали: 720 раз(а)


Дитрих Букстехуде

(ок. 1637 – 09.05.1707 года)


Среди любителей и знатоков старинной музыки нынешний 2007 год неформально считается годом Дитриха Букстехуде - выдающегося композитора и органиста эпохи высокого барокко. 9 мая 2007 г. исполнится 300 лет со дня смерти мастера. (Точная дата рождения Д. Букстехуде неизвестна, но в газетном некрологе 1707-го года, посвященном Букстехуде, сказано, что ему было 70 лет; поэтому традиционно годом рождения Букстехуде считают 1637 год, и, таким образом, можно считать 2007-год и годом 370-летнего юбилея великого органиста из Любека).

user posted image

Предположительно, единственный сохранившийся портрет композитора.


Самый крупный представитель северогерманской органной школы добаховской эпохи. Предполагается, что он родился ок. 1637 в Дании. Один из биографов композитора, А. Пирро, местом рождения Букстехуде называет Хельсингборг – на том основании, что отец его, Ханс Йенсен Букстехуде (1602–1674), был органистом церкви св. Марии в Хельсингборге до 1642. Однако большинство других исследователей полагают, что Букстехуде родился в Хельсингёре (в шекспировском Гамлете это место называется Эльсинором), где его отец в течение многих лет занимал пост органиста в церкви св. Олафа. В любом случае, Букстехуде был датчанином по рождению, хотя позднее Хельсингборг стал шведским городом. Возможно также, что предки Букстехуде переселились в Данию из Германии. Как все немецкие музыканты его поколения Букстехуде испытал сильное влияние нидерландской композиторской и органной школы. В наследии Букстехуде имеется несколько композиций на итальянские тексты, вообще черты итальянского стиля явственно проступают во многих его произведениях.
Однако преобладающим оставалось немецкое влияние. Оно шло непосредственно через отца Дитриха, который стал его первым учителем; через И. Тайле – ученика великого композитора Генриха Шютца; через Ф. Тундера – предшественника Букстехуде в Любеке.

1 апреля 1668 церковный совет Любека предложил Букстехуде место органиста в церкви св. Марии. Музыкант принял предложение, связав свою судьбу с этим городом (там он и умер 9 мая 1707). Пост органиста Мариенкирхе считался одним из лучших в Европе. Однако предшественник Букстехуде Тундер, полагавший, что жалованья органиста недостаточно для достойного содержания семьи, в 1647 взял на себя и обязанности смотрителя. Букстехуде унаследовал обе должности. Другая особенность полученного им места состояла в том, что по традиции новый органист должен был жениться на старшей из незамужних дочерей своего предшественника, и Букстехуде женился на дочери Тундера Анне Маргарете (в этом браке родилось семеро детей). В старости Букстехуде испытывал некоторые затруднения при выборе преемника: многие органисты, в том числе И.С. Бах, Г.Ф. Гендель и И. Маттесон отказались работать в Любеке, их смутила необходимость жениться на старшей дочери Букстехуде.

Трогательная подробность:
"Свадьба Букстехуде (3.8.1668) прошла с нарушением законов Вольного Ганзейского города Любека. Дело было в том, что Букстехуде, как музыкант (пусть даже и являющийся по должности музыкальным директором главной городской церкви, и, фактически, руководителем всей городской музыкальной жизни), принадлежал т.н. 4-му классу из 6-ти, на которые делилось любекское общество. На свадьбе гражданина 4-го класса имели право присутствовать не более 35 гостей, которые могли угощаться пирожными и тортами (но не вином!), а увеселять их могли не более 3-х музыкантов с аккомпаниатором на органе-позитиве. Однако, преступив закон, на свадьбу явилось около 70 гостей и все городские музыканты, в том числе трубачи и литавристы, которым разрешалось озвучивать свадьбы и похороны лишь граждан 1-го класса – бургомистров, членов городского совета и церковного управления. Судя по всему, гости также не удовлетворились поглощением лишь пирожных и тортов."

В церкви св. Марии Букстехуде исполнял не только обязанности директора музыки, но и веркмейстера (счетовода). Церковные приходно-расходные книги, заполненные красивым ровным почерком Букстехуде, до сих пор бережно сохраняются как городские реликвии. В этих книгах имеются не только записи счетов, но и, например, «Благодарственная поэма» Букстехуде на получение им премии в 25 талеров от отцов города.

Наибольшую славу принесли музыканту его воскресные «Вечерние концерты» (Abendmusik) в предрождественский период: на них собирались музыканты со всей Европы. Большая часть органных и вокально-хоровых произведений композитора была написана для таких концертов. Среди слушателей был и молодой И.С. Бах, который в 1705 проделал немалый путь, добираясь до Любека из Арнштадта.

Хотя Букстехуде является автором сочинений в разных жанрах – например, скрипичных сонат, пьес для клавесина, светской вокальной музыки, духовных кантат и других видов церковной музыки, – все же главным в его наследии является органное творчество: именно оно отличается наибольшей самобытностью, и оказало мощное влияние на следующее поколение немецких музыкантов. Стиль Букстехуде отмечен большой смелостью, богатством фантазии, он весьма индивидуален и часто ярко виртуозен. Свободно модулирующие импровизационные разделы (некоторые ученые считают их даже чересчур свободными) чередуются в органных пьесах Букстехуде с превосходными фугами и другими полифоническими формами.

В 1703 г. Букстехуде посетили путешествующие по Европе юный Г.Ф. Гендель со своим близким другом Иоганном Маттезоном (1681–1764) - впоследствии выдающимся музыкальным теоретиком и критиком.

В 1705 г. в Любек (по легенде, проделав огромный путь пешком из Арнштадта) прибыл двадцатилетний И.С. Бах «с тем, чтобы там узнать кое-что по части своего искусства». Не подлежит сомнению, что И.С. Бах учился «своему искусству» у Букстехуде.

И.С. Бах, занимавший тогда должность органиста в арнштадской Новой церкви, предварительно обязан был испросить у начальства разрешение на путешествие, каковое разрешение от него получил, с условием возвращения не позже, чем через 4 недели. Однако И.С. Бах, проигнорировав приказ начальника, пробыл в Любеке почти 4 месяца, за что по возвращении «был допрошен» в арнштадтской консистории. Помимо порицания за превышение разрешенного срока отсутствия И.С. Баху поставили на вид то, что он «делал в хорале много странных вариаций, примешивая к оному чуждые звуки, что приводило общину в смущение». Манера «примешивания» смущающих «чужеродных тонов», была, несомненно, инспирирована и органным стилем Букстехуде, который являлся слишком необычным и экстравагантным для консервативной средней Германии, где находился Арнштадт.

Как известно, в эпоху барокко огромное значение придавалось числовому символизму в искусстве, и, в частности, в музыке. Например, в числовых соотношениях, связанных с музыкальным построением или его нотным изображением, отражались числа, наделяемые мистическим значением: «священные» пифагоровы числа, числа, связанные с различными сакральными фразами или словами (по сумме порядковых номеров в алфавите составляющих их букв).

Одно из главных «формообразующих» чисел И.С. Баха – это 6, первое совершенное число (6 = 1+2+3 = 1x2x3). Многие сочинения И.С. Баха состоят из 6 частей-блоков: можно упомянуть 6 «Бранденбургских» концертов, несколько инструментальных циклов под названием «6 сюит/партит для...", 6 «Шюблеровских» хоралов, 6сонат для органа, наконец, знаменитую Рождественскую Ораторию, состоящую из 6кантат.

У Букстехуде же аналогичную роль в большей степени играет число 7 – «священное» простое число, число известных тогда планет и связанных с ними «природных элементов», длина «небесного гептахорда». Букстехуде написал три цикла по 7 инструментальных сонат, не дошедший до нас цикл из 7 сонат под названием «о сущности природы и планет»; многие его сочинения состоят из 7 частей. Кроме того, он очень часто использовал 7-нотные темы для ostinato (повторяющейся основы) в вокальных и инструментальных чаконах; наконец, знаменитая органная пассакалья с 7-нотным ostinato состоит из групп по 7 вариаций. Развитие подобного сравнения приводит к некоторым любопытным следствиям.

Среди сохранившихся сочинений Букстехуде ок. 120 кантат, ок. 90 органных произведений (в т.ч. ок. 50 хоральных обработок), 19 сюит для клавесина, 21 соната для инструментальных ансамблей и другие сочинения.
По замечанию одного из биографов Букстехуде (Г. Мозера), если бы из-за высокой в то время детской смертности И.С. Бах и Гендель вдруг умерли в раннем возрасте, то именно творения Букстехуде остались бы наивысшим достижением органной музыки в последующую эпоху.


Токката Фа мажор
Прелюдия Ре мажор

Загружаются медленно, необходимо немного терпения. huh.gif
Обратите внимание, на этих видеофрагментах видна работа органиста.


--------------------
И всё же я всё ещё жива.
Go to the top of the page
 
   +Quote Post
Karichka
сообщение 5.2.2008, 0:19
Сообщение #2


Прекрасная и неприступная

Группа: Gold Member
Сообщений: 4287
Регистрация: 2.11.2005
Из: Донецкая обл., Украина

Блог

Спасибо сказали: 1536 раз(а)


Цитата
Предположительно, единственный сохранившийся портрет композитора.

Юль, а который из них - композитор?
Цитата
Трогательная подробность

Боже... пирожные на свадьбе Самого Букстехуде! rolleyes.gif

мне посчастливилось стать обладательницей собственноручно записанного лослесс диска Deutsche Barock Kantaten - Ricercar Consort (VII) - Dietrich Buxtehude - очень нравится..
Слушаю - и умиротворяюсь happy.gif


--------------------
Life's biggest battles often are fought alone
My spirit brings me home
Go to the top of the page
 
   +Quote Post
Тёма
сообщение 5.2.2008, 7:34
Сообщение #3


Вопреки всему и всем... Жить!

Группа: Модераторы
Сообщений: 2073
Регистрация: 14.1.2006
Из: Израиль

Блог
Фотографии

Спасибо сказали: 720 раз(а)


Цитата (Karichka @ 4.02.2008 - 23:49)
Юль, а который из них - композитор?
...

Анечка, но Дитрих мужчина, а на картине кроме мужчины есть еще и лютнистка... wink.gif


--------------------
И всё же я всё ещё жива.
Go to the top of the page
 
   +Quote Post
Karichka
сообщение 5.2.2008, 11:07
Сообщение #4


Прекрасная и неприступная

Группа: Gold Member
Сообщений: 4287
Регистрация: 2.11.2005
Из: Донецкая обл., Украина

Блог

Спасибо сказали: 1536 раз(а)


упс... извиняюсь
надо же лютнистку с бандуристом попутать! shok.gif


tongue.gif


--------------------
Life's biggest battles often are fought alone
My spirit brings me home
Go to the top of the page
 
   +Quote Post



Reply to this topicStart new topic

 



Сейчас: 18.1.2018, 23:17
Правообладателям, Claims Of Copyright Infringement,
Дитрих Букстехуде - Музыкальный форум