Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

Музыкальный форум

Чайковский П.И.

> О великих композиторах и исполнителях

О великих композиторах и исполнителях. Обсуждаем великих мира музыки.

 
Reply to this topicStart new topic
Чайковский П.И.
Тёма
сообщение 4.9.2007, 10:47
Сообщение #1


Вопреки всему и всем... Жить!

Группа: Модераторы
Сообщений: 2073
Регистрация: 14.1.2006
Из: Израиль

Блог
Фотографии

Спасибо сказали: 720 раз(а)


Моя старая лекция.

user posted image

П.И.Чайковский
(1840-1893)


15 апреля по старому стилю (7 мая по новому) в семье горного инженера родился мальчик, которому суждено было стать выдающимся музыкантом, любимым композитором огромного числа его почитателей.
Имя Петра Ильича Чайковского знакомо всем: и тем, кто хорошо знает музыку, и тем, кто с музыкой почти не знаком. Оно дорого меломанам всего мира. Удивительно задушевная музыка не оставляет равнодушных. В ней - вся жизнь человека, с его радостями и горестями, надеждой и отчаянием, борьбой за счастье.
Чайковский писал почти во всех жанрах, но любимым среди них, пожалуй, надо назвать оперу. В ней он предстал подлинным новатором. «Опера, - писал он, - и именно опера, сближает вас с людьми, роднит вашу музыку с настоящей публикой...» В основе оперного действия - сильные человеческие чувства и переживания. Большое значение придавал композитор содержанию своих опер. Предпочтение при этом Чайковский отдавал сюжету из русской жизни. Поэтому среди его опер мы находим «Евгения Онегина», «Кузнеца Вакулу», «Воеводу», «Опричника», «Мазепу», «Пиковую даму», «Чародейку». Лишь две оперы он написал на Западно-Европейские сюжеты. Это оперы «Орлеанская дева» (о Жанне д'Арк, о ее судьбе) и «Иоланта» (по драме датского писателя Х. Херца).
Не менее важное место в творчестве композитора занимает и симфоническая музыка. Это - шесть симфоний, программная симфония «Манфред», три концерта для фортепиано и один для скрипки с оркестром, оркестровые сюиты, одночастные симфонические пьесы (фантазия «Франческа да Римини», программные произведения на сюжеты Шекспира - увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» и фантазия «Буря» и др.).
Но о такой блестящей будущности маленького Пети никто, естественно, еще не думал. Родной Воткинск дал мальчику первые впечатления от русской природы и народных песен. С 1850-го года Чайковский стал учащимся Училища правоведения в Петербурге. Навсегда запомнились дни учения. Вечерами ученики собирались вместе в музыкальной комнате.
Именно в этом «питомнике чиновничества» Петя начал серьезные занятия музыкой. Его учителем стал Р.В. Кюдингер. Закончив училище в 1859 году, П.И. Чайковский получил чин титулярного советника и место в Министерстве юстиции. Служба не слишком отягощает. Остающееся свободное время посвящается театрам и особенно опере.
Так проходили дни за днями, не доставляя особого удовлетворения душе. Все сильнее влекла к себе музыка. В 1862 году Чайковский решился круто изменить свою судьбу. Он поступает, в только что открывшуюся Петербургскую консерваторию, где занимается по композиции в классе Антона Григорьевича Рубинштейна. Со службой пришлось расстаться. Это были два совершенно несовместимых занятия - сухая работа с бумагами и творчество. В 1865 году Чайковский закончил консерваторию с серебряной медалью.

user posted image


В 1866 году в Москве под руководством брата А.Г. Рубинштейна - Николая Григорьевича - открывается вторая российская консерватория. Среди ее преподавателей - молодой выпускник первой - П.И. Чайковский. Рубинштейн предложил ему вести классы свободного сочинения и гармонии. С этих пор жизнь Чайковского тесно связана с Москвой. Здесь у него появились новые знакомые и друзья. Самыми близкими из них стали Герман Ларош и Николай Рубинштейн. Оба талантливые музыканты: Ларош - музыкальный критик, а Рубинштейн - пианист с мировым именем. Николай Григорьевич с высочайшим мастерством исполнял в своих выступлениях Первый фортепианный концерт Чайковского, хотя сначала не понял новизны музыкального решения и принял произведение, что называется, «в штыки». В результате этого, первым исполнителем концерта стал талантливый пианист Бюллов, которому композитор и посвятил свое детище.
С консерваторией связано десять лет жизни и творчества П. И. Чайковского. За эти годы он успел воспитать немало музыкантов, сочинить много талантливой музыки. Это - первые три симфонии, программно-симфонические произведения: «Ромео и Джульетта»(1869), ставшая ярким явлением в русской симфонической музыке, «Буря»(1873), «Франческа да Римини»(1876); четыре первые оперы: «Воевода»(1868), «Ундина»(1869), «Опричник»(1872), «Кузнец Вакула» (1874); Первый концерт для фортепиано с оркестром (1875), много романсов, фортепианных и других сочинений. Одновременно с этим, Чайковский подготовил ряд учебных пособий, в том числе – первый в России учебник гармонии.
На лето он выезжал обычно на юг Украины - там жила его сестра Саша, вышедшая замуж за сына декабриста В.Л. Давыдова. В Каменке появились на свет пьесы «Детского альбома», посвященного племяннику - Володе Давыдову. В цикле 24 пьесы. По ним можно проследить все интересы, игры и занятия ребенка в течение дня: от утреннего пробуждения - до вечерней молитвы. В названиях и содержании пьес заметно, что многое навеяно собственными воспоминаниями композитора о его детстве.
Второй фортепианный цикл имеет особую историю. Его заказали композитору в издательстве журнала «Нувеллист», который выходил первого числа каждого месяца и регулярно печатал в приложении произведения для домашнего музицирования. Так были изданы многие романсы Алябьева и Варламова, Глинки и Даргомыжского, фортепианная музыка Листа, Шопена, Бетховена. «Времена года» печатались весь 1876 год, месяц за месяцем. Музыкальная публика оценила цикл по достоинству. В этой незатейливой музыке открылась бездна истинной поэзии.
В это же время П.И.Чайковский обратился к совершенно новому для России жанру - жанру балета. Еще ни один композитор не создавал сценических произведений, в которых не было бы слова. Россия знала до сих пор только балеты зарубежных композиторов. И вот, в 1876 году дирекция императорских театров заказала Чайковскому балет. Композитор много думал о том, что балет нужно строить так, чтобы публика не только видела главных героев на сцене, но еще и слышала их в музыке. Так появилась «жемчужина» русского балета - «Лебединое озеро» (1876). Темы главных героев не только характеризуют их, но и живут своей жизнью в оркестре, передавая все оттенки мыслей и переживаний персонажей. Впервые на сцене императорского театра шел балет, музыка которого не была составлена подобно мозаике из простеньких мотивчиков, приспособленных для танца, а сама собой являлась симфонической поэмой о любви, оказавшейся сильнее всех козней злых сил. Первый опыт сразу удался. Потом последовали еще два выдающихся балета – «Щелкунчик» и «Спящая красавица». Оба балета решены также в симфоническом ключе, с лейтмотивами главных действующих лиц.

user posted image



--------------------
И всё же я всё ещё жива.
Go to the top of the page
 
   +Quote Post
Тёма
сообщение 4.9.2007, 10:55
Сообщение #2


Вопреки всему и всем... Жить!

Группа: Модераторы
Сообщений: 2073
Регистрация: 14.1.2006
Из: Израиль

Блог
Фотографии

Спасибо сказали: 720 раз(а)


Да, это были очень плодотворные годы. Все оборвалось с неудачной женитьбой в 1877 году. Отчаяние привело к тяжелейшему творческому кризису, нервному заболеванию. Только вмешательство друзей помогло композитору справиться с этим. Материально поддержала известная в России меценатка и почитательница таланта Чайковского - Надежда Филаретовна фон Мекк. Друзья просто заставили композитора покинуть страну и уехать в Италию. Там он смог закончить свои Четвертую симфонию и оперу «Евгений Онегин». В консерваторию Петр Ильич больше не вернулся.

user posted image


В Италии Чайковский наблюдает не только будни простого народа, но и праздники. Каждое утро его будят звуки фанфар из военных казарм по соседству. Бесконечные прогулки по вечному городу приносят массу впечатлений: в Сикстинской капелле он любуется мощной красотой фресок Микеланджело, восторгается «Преображением» Рафаэля, долго слушает уличных певцов и музыкантов, бродит по шумным улицам во время бестолковой карнавальной суеты. Среди веселой толпы он пытается развеять свои мрачные мысли. Так родилось знаменитое «Итальянское каприччио», полное искрометных народных мелодий, сменяющих друг друга в пестром ритме карнавала. Но, при этом, время от времени, возникают трагические интонации, будто напоминающие о чем-то грустном, о том, что не все так безоблачно в этой жизни.

user posted image


1877 год стал переломным годом не только в жизни композитора, но и в его творчестве. После душевного потрясения он не мог больше писать по-прежнему. В музыке Чайковского появились новые интонации. Чаще стали звучать трагические нотки. Уже в Четвертой симфонии появилась тема рока, «фатум». Тема рока, как злое начало, противостоящее человеку, прослеживается дальше и в Пятой симфонии, и в операх («Орлеанская дева», «Мазепа», «Чародейка», «Пиковая дама»), и в симфонических произведениях («Манфред»), и в камерно-вокальных произведениях.
Среди опер того времени выделяется «Пиковая дама» по одноименному произведению А.С. Пушкина. Композитор кое-что изменил в сюжете в процессе подготовки либретто. Так, Лиза стала внучкой графини, а не ее воспитанницей. Перемена «статуса» главной героини из бедной компаньонки в богатую невесту сместила смысловые и нравственные акценты в развитии сюжета и характеров персонажей. Между ними разверзлась пропасть социального неравенства. Это стало предпосылкой трагической гибели Лизы и сумасшествия и, в конечном итоге, смерти Германа. Тема рока, преследующая главного героя, представляет собой «тему трех карт». Это не случайно избранный элемент, это та навязчивая идея (вроде бы легкий способ разбогатеть), доводящая его до последнего шага (самоубийства). Движущая сила всех поступков Германа - всепоглощающая страсть к Лизе. Но благородное чувство, возвышающее человека, приводит героя к низменным побуждениям и поступкам. Основная идея - столкновение света и мрака, любви и роковой обреченности - показана уже в оркестровом вступлении, где проходит тема баллады Томского, сыгравшей в жизни Германа столь роковую роль. Именно из этой баллады он узнал впервые о существовании тайны трех карт. И здесь же, второй темой интродукции - образ злого рока, связанного с образом Пиковой дамы - Графини.
Шестая симфония поражает своим трагическим содержанием. Здесь «фатум», злой рок, одерживает победу над человеком. Герою симфонии борьба с судьбой стоит жизни. Траурный марш, который встречается иногда в симфониях классиков, у Чайковского превращается во всеобщее шествие, выражающий глубочайшую, беспредельную скорбь. Это уже трагедия «мирового масштаба». Более всего удивляет тот факт, что у Чайковского, как и у его самого обожаемого композитора, в конце жизни одновременно появляются самое жизнеутверждающее произведение (опера «Иоланта») и самое трагическое, своего рода Реквием - Шестая симфония. У кумира Чайковского - Вольфганга Амадея Моцарта - вместе с Реквиемом появилась его самая, пожалуй, светлая опера - «Волшебная флейта».

user posted image
Памятник П.И. Чайковскому в Клину.


Последние годы своей жизни Чайковский живет больше всего под Москвой - в Майданове и в Клину. День композитора отличается строгим распорядком, от которого он не отступает никогда. 16 октября 1893 года Чайковский дирижировал первым исполнением своей шестой симфонии, а в ночь с 24 на 25 октября его не стало.



--------------------
И всё же я всё ещё жива.
Go to the top of the page
 
   +Quote Post
manrico
сообщение 5.9.2007, 7:02
Сообщение #3


Меломан

Группа: Форумчане
Сообщений: 231
Регистрация: 29.8.2007
Из: не там ,где хотелось бы..


Спасибо сказали: 3 раз(а)


Личность Чайковского - человека и особые черты творческой индивидуальности его как композитора объясняются обстоятельствами жизни, теми условиями, в которых формировался его характер, складывалась творческая судьба. Тонкая душевная организация Чайковского-ребёнка была в значительной степени травмирована переживаниями, обрушившимися на его хрупкую душу. Этому способствовали и некоторые наследственные факторы: эпилептические припадки у деда по материнской линии, восторженная эмоциональность отца привели к тому, что Чайковский стал человеком достаточно эмоционально неустойчивым. Восторженность нередко сменялась унынием и апатией. Вспыльчивость иногда доходила до буйных приступов гнева. Нередко эти крайние смены настроений происходили и в процессе его композиторской работы. Так, во время сочинения "Пиковой дамы", своего оперного шедевра, Чайковский, по описанию его слуги Назара Литрова, который вел в это время дневник и записывал все, что происходило с композитором в те дни, нередко приходил в полное отчаяние, говорил о том, что бросает сочинять музыку и уходит в каменщики, что больше не притронется к роялю. Однако позже настроение под воздействием удачной работы резко менялось, Чайковский с восторгом сообщал своим близким, что его новая опера, по его мнению, станет шедевром.

Резкие перепады в настроении можно наблюдать, перебирая письма Чайковского, листая его дневники. Почерк прежде всего выдает душевное состояние композитора. Ровность, аккуратность, последовательное изложение, подробное описание сменяют короткие, эмоциональные фразы, размашистый почерк, трудно прочитываемые слова. Один из примеров - дневник композитора за 1886 год. Это - тетрадь в кожаном переплете. Аккуратно, чернилами Чайковский пишет на первой странице: "1 февраля. Господи, благослави! Кончу-ли я эту тетрадь? Один Бог знает. А очень хотелось бы и ее кончить и еще много других начать. Сколько еще нужно сделать! Сколько прочесть! Сколько узнать! Умирать еще ужасно бы не хотелось, хоть иногда мне кажется, что я ох как давно живу на свете." Композитору в это время было 46 лет. Он еще не написал свою "Пиковую даму", "Спящую красавицу", "Щелкунчика", Пятую и Шестую симфонии.
Но вот другой пример: Чайковский в Грузии. Он утомлен бесконечными чествованиями, приемами в его честь и просто излишне выпитым вином. Резко меняются почерк в дневниковой записи и содержание: "24 апреля. Безобразно болен был. Проснулся в ужасном состоянии." Далее идет перечисление всех посещений, отмечается сонливость и вялость.

В отношениях с современниками Чайковскому также были свойственны прямо противоположные черты. Он был в переписке более чем с 600 корреспондентами. Бесчисленное количество людей знакомилось и общалось с ним в его поездках. При этом он постоянно стремился к одиночеству, уходя от суеты для творчества. Но через несколько дней затворничества уже спешил на встречи с друзьями, навещал своих родственников. Беспредельная доброта сочеталась в Чайковском порой с недоброжелательными и резкими суждениями, несправедливыми оценками, недостаточно гуманными поступками. Много противоречивого встречаем в истории его взаимоотношений с Надеждой Филаретовной фон Мекк, которой он был обязан многолетней материальной поддержкой. Именно она дала ему возможность заниматься творчеством и не служить в консерватории. С фон Мекк композитора связывала и 14-летняя очень содержательная и серьезная переписка. Однако в письмах к другим лицам Чайковский нередко бывал несправедлив к фон Мекк.

Достаточно противоречивы и непоследовательны отношения Чайковского с его женой Антониной Ивановной Милюковой.

...

Чайковский, при всём при том, пережил также и страстное увлечение певицей Д.Арто, едва не женившись на ней. Впоследствии эта драматическая история нашла свое отражение в его вокальном цикле ор.65 на стихи французских поэтов, посвященных Д.Арто.
В творчестве пережитые драмы и душевные срывы находили самое прямое отражение, как случилось, например, с появлением Четвертой симфонии.

user posted image

Чайковскому - человеку было свойственно особое чувство благодарной памяти. Он любил окружать себя вещами, напоминавшими ему о друзьях, родных, приятных моментах его жизни. В творчестве Чайковского эта черта также нашла свое отражение. Так, композитором были посвящены дорогим ему местам многие страницы его произведений: Флоренции- струнный секстет "Воспоминание о Флоренции"; Браилову, имению фон Мекк, три пьесы для скрипки с фортепиано "Воспоминание о дорогом месте"; курортному местечку в Эстонии Гапсалю - три пьесы для фортепиано "Воспоминание о Гапсале". Даже наброски отдельных музыкальных мест часто имели поясняющие надписи с указанием места, в котором эти мысли пришли в голову композитору. Так, в записных книжках встречаем указания на город Аахен, станцию Цилканы по Военно -Грузинской дороге, на Атлантический океан, Средиземное море. В записной книжке 1891 года, которая была с Чайковским во время его посещения США, есть нотный набросок с пометкой "Нью-Йорк". Это время, когда рождалась идея новой симфонии. Первоначально она называлась "Жизнь", позже эта идея трансформировалась в симфонию Es-dur. В окончательном виде этот замысел был претворен в виде последней симфонии Чайковского, его величайшего шедевра - Шестой симфонии.

С молодых лет у Чайковского была непреодолимая жажда знаний, причем в самых разных областях. Так, одним из первых среди своих современников он познакомился с новым изобретением XIX века, которому было суждено огромное будущее. Это был фонограф Эдисона, открывший эру звукозаписи. В круг интересов Чайковского входили книги о жизни насекомых и различных видов животных. В личной библиотеке композитора сохранилась книга по астрономии "Я. Мессер. Звездный атлас для небесных наблюдений. С большой общей картой и 26 специальными картами. СПб, 1888". Причем эта книга, очевидно, много читалась Чайковским, так как она изрядно потрепана и даже переплет пострадал так, что карты выпадают из него.

Чайковского также очень интересовали быт, нравы разных народов и, конечно, их музыкальный фольклор. В его библиотеке сохранились многочисленные труды из этой области.
Музыкальный фольклор в библиотеке Чайковского представлен сборниками французских напевов, песен славянских народов, шотландских напевов. В его творчестве нашел преломление музыкальный фольклор не только России, но и Грузии, Украины, Сербии, Франции.

Пожалуй, нет в творческом наследии Чайковского произведения, поводом к сочинению которого не послужили бы те или иные факты из его биографии. И даже если на первый взгляд биографичность некоторых произведений не обнаруживается, то при глубоком изучении она обязательно проявится.

В момент выхода из душевного кризиса 1877-1878 года, Чайковский создает цикл пьес для фортепиано ор. 40, в котором программные названия отдельных произведений свидетельствуют об их связи с переживаемым композитором. Общение в это же время с юным воспитанником его брата Модеста Колей Конради, совместная жизнь в Италии и Швейцарии, посещение достопримечательностей этих стран, а также встречи с юным итальянским певцом Витторио, увлечение его пением приводит в конечном итоге к по явлению темы детства в творчестве Чайковского, созданию "Детского альбома", посвященного другому ребенку - Володе Давыдову. Этому мальчику впоследствии была посвящена последняя симфония Чайковского - Шестая.

Чайковский-композитор постоянно на протяжении всего творческого пути стремился к совершенствованию своего мастерства. Он делал это разными способами. Например, обнаруживается пристальный интерес Чайковского к возможностям оркестровых инструментов в последние годы его жизни , когда он был на самой вершине расцвета композиторского мастерства. Это доказывает тот факт, что в его библиотеке была собрана целая серия школ игры на этих инструментах, изданных в России в 1888-89 годах в издательстве Юргенсона. Среди них - школы игры на арфе, флейте, гобое, фаготе, виолончели. Обращение к трудам, описывающим возможности оркестровых инструментов, происходило тогда, когда он уже был автором Пятой симфонии, приступал к созданию "Спящей красавицы" и "Пиковой дамы." Не исключено также, что Чайковский совершенствовал свои познания в области инструментовки изучая теоретические труды в этой области, причем делая это на протяжении всей жизни. В составе библиотеки Чайковского находились труды Ф. Геварта и Г. Берлиоза.

Музыка Чайковского занимает очень большое место в духовной жизни людей нашего времени. Не ослабевает интерес и к личности композитора. Поэтому остается надеяться, что будет продолжаться процесс постижения Чайковского и в науке, и, что важнее всего, на концертной и театральной сценах мира.

Сообщение отредактировал Тёма - 5.9.2007, 9:07
Прикрепленные изображения
Прикрепленное изображение
 
Go to the top of the page
 
   +Quote Post
manrico
сообщение 6.9.2007, 1:03
Сообщение #4


Меломан

Группа: Форумчане
Сообщений: 231
Регистрация: 29.8.2007
Из: не там ,где хотелось бы..


Спасибо сказали: 3 раз(а)


Даааа...! Мало того,что удалена целая тема ,мной введенная о П.И.Чайковском,но и хорошо подчищено,то,что осталось,это касается в основном личной жизни композитора......

Не считаю,зазорным ,то что было написано о Чайковском,tем более ,что эта информация более,чем известна и доступна...!!!!!!

А эти чистки мне напомнили советскую цензуру....не буду удивлен если и этот пост будет удален,т.к.упоминает о недозволенных по мнению `просоветски`настроенных цензорах,фактах из жизни Чайковского!!!

Честь и Хвала --цензуре!!! хорошо работаете ,и главное оперативно....

[Работаем, и будем работать над чистотой нашего форума. Публичное обсуждение действий администрации запрещено Правилами форума, поэтому - предупреждение. Обсуждать и даже смаковать "эту информацию" можно в соответсвующих разделах (не в музыкальном). Посему - устное замечание за офтоп.
Не забывайте, что ежедневно наш форум посещают тысячи человек, думайте не только о себе.]


Сообщение отредактировал Migelio - 6.9.2007, 9:51
Go to the top of the page
 
   +Quote Post
psp
сообщение 6.9.2007, 8:36
Сообщение #5


Admin

Группа: Администраторы
Сообщений: 3535
Регистрация: 3.3.2004

Блог
Фотографии

Спасибо сказали: 1012 раз(а)


Цитата (manrico @ 6.09.2007 - 00:43)
Не считаю,зазорным ,то что было написано о Чайковском,tем более ,что эта информация более,чем известна и доступна...!!!!!!

А эти чистки мне напомнили советскую цензуру....не буду удивлен если и этот пост будет удален,т.к.упоминает о недозволенных по мнению `просоветски`настроенных цензорах,фактах из жизни Чайковского!!!

Честь и Хвала --цензуре!!! хорошо работаете ,и главное оперативно....

Во-первых, прочтите правила нашего форума. Публичное обсуждение действий администрации запрещено (цензура smile.gif ). Можно быстро схлопотать бан.
Во-вторых, не вижу ничего плохого в цензуре. Советскую цензуру вспоминаю с благодарностью. Из-за ее отсутствия мои дети почти не смотрят ТВ. А вот практически все советские фильмы можно показывать детям.

Насчет Чайковского. У нас музыкальный форум, а не желтая пресса. К чему все это?


Спасибо сказали:
Go to the top of the page
 
   +Quote Post
manrico
сообщение 9.9.2007, 6:21
Сообщение #6


Меломан

Группа: Форумчане
Сообщений: 231
Регистрация: 29.8.2007
Из: не там ,где хотелось бы..


Спасибо сказали: 3 раз(а)


П. И. ЧАЙКОВСКИЙ И МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР


Русская опера - ценнейший вклад в сокровищницу мирового музыкально-театрального искусства, и в этой сокровищнице одно из первых мест принадлежит оперному творчеству Чайковского. Его оперы - "Евгений Онегин", "Пиковая дама", "Мазепа", "Черевички" и другие - идут на различных сценах во всем мире, ими восхищаются миллионы любителей музыкального театра. Многие оперы гениального русского композитора поставлены за рубежом, где они также снискали признание слушателей.

Однако было время, когда Чайковскому приходилось преодолевать много различных препятствий, чтобы поставить свои произведения на сцене. Ведь в 60-70-е годы прошлого века, когда появились первые его оперы, не существовало никаких оперных театров, кроме казенных, или императорских, которые управлялись министерством царского двора. Театрами заведовали высокопоставленные чиновники, в большинстве случаев не имевшие никакого отношения к искусству. И они-то решали судьбу произведений великих художников: жить или не жить опере, будет ли она поставлена или нет.

Не только Чайковскому, но и Римскому-Корсакову и другим русским композиторам приходилось бороться за то, чтобы их произведения попали на императорскую сцену. Вкусы высшего света по большей мере были консервативными; больше всего великосветская публика любила итальянскую оперу. В обеих столицах - Петербурге и Москве - выступали специально приглашенные двором итальянские оперные труппы. Они находились в отличных условиях - итальянским артистам платили гораздо больше, чем русским, их постановки богато оформлялись. А русские оперные труппы существовали на втором плане; декорации для постановок русских опер часто были "сборные" (то есть собранные из различных спектаклей), оркестр - меньшего состава.

Правда, с 70-х годов, с тех пор как главным дирижером русской оперы в Петербурге стал талантливый чешский музыкант Эдуард Францевич Направник, дела русской оперы несколько поправились. Отличная подготовка оперных партий даровитыми русскими певцами, общая высокая культура исполнения и, главное, введение в репертуар сочинений русских композиторов сделали свое дело.

К 80-м годам итальянская опера была вытеснена русской, выдвинувшейся на первое место. Немалую роль сыграло и то обстоятельство, что в 60- 80-е годы публика оперных театров постепенно становилась иной. Уже не великосветские франты и нарядные модные дамы создавали общественное мнение о той или другой опере, но пришедшая в театр разночинная публика. Люди из народа, представители городского мещанства тоже стали посещать театры. Новой публике в значительной мере был чужд репертуар итальянской оперы, хотя певцы ее были великолепны. Зрители и слушатели тянулись к большому, новому, современному искусству, которое было представлено в произведениях русских драматургов и композиторов.

В эпоху, когда появились первые произведения Чайковского, русская опера находилась на пути к блестящему и всестороннему расцвету. Основы русской оперной классики были заложены великим Глинкой; его "Иван Сусанин" и "Руслан и Людмила" стали краеугольными камнями, на которых возникло великолепное здание русского музыкального театра XIX века. "Иван Сусанин", поставленный в 1836 году, положил начало важнейшей отрасли русской классической оперы - героико-историческому жанру.

Из "Руслана" выросла другая важная ветвь - народно-легендарная опера. В творчестве композиторов последующего поколения, в особенности в произведениях Бородина и Мусоргского, был широко развит жанр оперы на исторический сюжет. Замечательные народные музыкальные драмы Мусоргского "Борис Годунов" и "Хованщина" по-новому претворили принципы оперы Глинки "Иван Сусанин"; "Князь Игорь" Бородина также должен быть отнесен к этой группе русских опер. В поэтичных сказочных и величавых эпических операх Римского-Корсакова - "Снегурочка", "Садко", "Сказание о невидимом граде Китеже" и других - композитором были развиты творческие основы, заложенные "Русланом".

Русская опера после Глинки развивалась как сложное и многогранное явление, отражавшее самые различные стороны русской жизни. Однако можно утверждать, что всех композиторов второй половины XIX века, как бы они ни отличались друг от друга, как бы ни сложились их индивидуальные творческие судьбы, волновал вопрос направленности их искусства. Прогрессивные художники адресовали свои произведения народу. Мечта о всеобщем, всенародном распространении своих произведений, стремление заслужить любовь народа типичны и для Мусоргского, и для Римского-Корсакова, и для Чайковского. За доступность широким слушательским массам, за конкретность и жизненность музыкально-сценических образов они особенно ценили оперный жанр.

"Опера,- писал Чайковский в одном из своих писем,- имеет то преимущество, что дает возможность влиять на музыкальное чувство масс..." В другом его письме читаем: "Есть нечто неудержимое, влекущее всех композиторов к опере: это то, что только она одна дает вам средство сообщаться с массами публики... Опера, и именно только опера, сближает вас с людьми, роднит вашу музыку с настоящей публикой, делает вас достоянием не только отдельных маленьких кружков, но при благоприятных условиях - всего народа".

Мы уже говорили, что композиторам приходилось бороться с придворно-бюрократическими кругами за право поставить свои оперы, приходилось преодолевать рогатки цензуры, запрещения разного рода. Многие из них выступали в печати с пропагандой русского искусства. Особенно известны статьи и фельетоны, которые писали Чайковский в Москве, Цезарь Кюи в Петербурге. Огромную роль в защите прав русского искусства сыграл выдающийся художественный критик Владимир Васильевич Стасов, словом и делом неустанно пропагандировавший произведения русских художников и композиторов. Немало труда во славу русской музыки положили и другие музыкальные критики, и среди них А. Серов, бывший также оперным композитором, Г. Ларош, Н. Кашкин, С. Кругликов. Им приходилось вести ожесточенную борьбу с реакционной прессой.

В статьях представителей прогрессивной общественной мысли произведения русских композиторов находили поддержку, итальянская же опера подвергалась резкой критике. И не в том было дело, что критиков не удовлетворяла художественная сторона спектаклей итальянцев; тот факт, что иностранная опера в столицах мешала нормальному развитию русского национального музыкального театра, заставлял многих музыкальных критиков, во главе с Чайковским, бороться против итальянской оперы. Это была длительная и серьезная борьба за утверждение своего национального искусства.

Чайковский явился создателем новой отрасли русского театра, ставшей очень любимой народом; композитор написал много разнообразных oпep, но лучшие из них принадлежат к роду лирико-психологической музыкальной драмы. До Чайковского область лирико-психологической оперы была отчасти затронута Даргомыжским в "Русалке", в которой большое внимание композитор уделил раскрытию душевного состояния героев, их взаимоотношениям, столкновению их чувств. Большое место занимал лирический элемент в произведениях итальянских и французских композиторов второй половины XIX века, прежде всего Верди, Гуно и Массне. Однако стиль и характер музыкально-психологических драм Чайковского, благодаря широте и многогранности охвата избранной темы и трагедийной силе ее воплощения, отличает их от опер этих композиторов.

Чайковский с мастерством художника-психолога глубоко проникает в сложный и противоречивый внутренний мир человека и реалистически отражает его в музыке; средствами своего искусства он раскрывает душевную жизнь людей и создает обобщенные образы героев, типичных для своей эпохи.

В содержании произведений и в творческом методе Чайковского можно найти общее с содержанием творчества великих писателей, его современников. Подобно Тургеневу, он в своих операх создал целый ряд поэтических женских образов, воспел любовь и верность русских женщин. Подобно Толстому, он показал душевную жизнь героев в развитии, в постоянном движении.

Как и Толстого, Чайковского глубоко привлекала идея любви как высшей жизнеутверждающей силы, противостоящей смерти. Подобно Островскому, создавшему в "Грозе" образ Катерины, которая предпочла смерть подневольной жизни, Чайковский воплотил в музыке стремление людей к счастью, к свободе, борьбу человека против зла и коварства. И поэтому он вошел в историю русской музыки прежде всего как художник-гуманист. Но в эпоху гонения на передовые освободительные идеи попытки протеста и борьбы против насилия и угнетения нередко приводили к трагической гибели тех, кто восставал против реакционных сил. И в произведениях Чайковского, правдивейшего художника, отражавшего жизнь во всей ее сложности, часто проявляется трагедийное начало.

"Что развивается в трагедии? Какая цель ее? Человек и народ - судьба человеческая, судьба народная",- писал Пушкин в своих заметках "О драме". Это положение стало основой русского драматического искусства, в том числе музыкальной драмы. В грандиозных исторических трагедиях Мусоргского раскрыта "судьба народная", влияющая на судьбы отдельных героев. Чайковский посвятил свое оперное творчество "судьбе человеческой", но в ней отразил и "судьбу народную". Ведь герои опер Чайковского так типичны для своей эпохи потому, что в судьбе их отразились судьбы многих людей его времени.

Глубокий и тонкий психолог, Чайковский смог передать музыкой бессмертные образы пушкинских "Евгения Онегина" и "Полтавы". В "Пиковой даме" композитор значительно переосмыслил сюжет и характеры действующих лиц повести Пушкина, приблизив их к современности.

В "Чародейке" он сумел из материала второсортной мелодрамы Шпажинского создать подлинную музыкальную трагедию о вечном противлении русской женщины насилию над ее чувствами. В "Черевичках" он воплотил сюжет "Ночи перед рождеством" Гоголя с такой поэтичной непосредственностью, с такой лирической глубиной, что его произведение стало равным по художественным достоинствам литературному первоисточнику. Он обращался в своем творчестве и к героическим сюжетам, создав возвышенный образ Жанны д'Арк в опере "Орлеанская дева", и к легендарным - в опере "Иоланта". Композитор всегда выступал борцом за Человека, за право людей на полную, свободную и счастливую жизнь.

Оперные воззрения Чайковского в зрелом периоде творчества составили цельную и стройную систему оперной эстетики прогрессивного художника. Она отражает основную идейно-художественную направленность его творчества и особенности музыкально-творческого метода.

Чайковский считал оперу видом музыкального искусства, наиболее доступным широким кругам слушателей. Как известно, наряду с операми и балетами композитор создал много замечательных произведений в других музыкальных жанрах: симфонии, симфонические поэмы, квартеты, трио, концерты для скрипки, для фортепиано с оркестром, камерные фортепианные сочинения, романсы. Произведения Чайковского родственны друг другу и по музыкальному языку, и по образному содержанию музыки. В особенности же много общего между операми и симфониями Чайковского.

Параллельная работа композитора в этих двух главных областях музыкального творчества привела к взаимовлиянию и взаимопроникновению характерных сторон этих жанров. Поэтому можно определить оперный стиль Чайковского как "симфонизированный", а симфонический - как "театральный". Это заметили еще его современники. Так, например, композитор Глазунов писал в своих воспоминаниях о Чайковском: "Я обратил внимание на то, что, будучи прежде всего лириком-мелодистом, Петр Ильич внес в симфонию элементы оперы".

Критики, современники Чайковского, неоднократно отмечали, что в его операх широко развита партия симфонического оркестра, которую никак нельзя считать простым аккомпанементом, ибо в ней заключена важная сторона развития музыкальной мысли. В едином процессе развития целостной музыкальной драматургии Чайковского огромное значение имеет взаимодействие инструментально-симфонического и вокального элементов.

Основу оперной драматургии Чайковский видел в музыкальном развитии главных образов и тем. Он считал, что особенностью оперы как определенного вида музыкально-театрального искусства является господство музыки над всеми другими элементами театрального спектакля. Именно в музыке должно быть выражено основное содержание, основная идея сюжета.

Но каким же должен быть сюжет оперы? Прежде всего, Чайковский считал, что композитор должен воплощать только тот сюжет, который подходит к его творческой индивидуальности. Каждый композитор должен сознавать, что более всего свойственно его таланту.

Чайковский писал своему ученику и другу, композитору С. И. Танееву: "Я всегда стремился как можно правдивее, искреннее выразить музыкой то, что имелось в тексте. Правдивость же и искренность не суть результат умствований, а непосредственный продукт внутреннего чувства. Дабы чувство это было живое, теплое, я всегда старался выбирать сюжеты, способные согреть меня. Согреть же меня могут только такие сюжеты, в коих действуют настоящие живые люди, чувствующие так же, как и я. Поэтому мне невыносимы вагнеровские сюжеты, в коих никакой человечности нет".

В другом письме композитор пишет: "Кого может тронуть хотя бы сюжет "Парсифаля", где вместо людей с знакомыми нам характерами и чувствами действуют сказочные личности, способные украсить содержание балета, но никак не драмы? Возможно ли сострадать этим героям, принимать в них сердечное участие, любить их или ненавидеть? Конечно, нет, ибо их страдания, их чувства, их торжества или несчастья чужды нам совершенно. А то, что чуждо человеческому сердцу, не может быть источником музыкального вдохновения".

Что же волновало Чайковского, какие идеи увлекали, вдохновляли его, согревали его сердце?
Идеи оперного творчества Чайковского очень близки содержанию его творчества в целом. Это - любовь к человеку, борьба за свободу против насилия, идея нравственного возвышения человека. Страстная любовь к жизни, убежденность в праве каждого человека на счастье лежат в основе многих оперных произведений Чайковского.

Композитор строго оценивал предлагаемые ему оперные сюжеты с точки зрения их содержания и направленности. Его не привлекали внешне эффектные сюжеты. "Плевать мне на эффекты,- писал он в одном из писем в ответ на замечание, что "Евгений Онегин" не содержит сценических эффектов,- да и что такое эффекты! Если вы находите их, например, в какой-нибудь "Аиде", то я Вас уверяю, что ни за какие богатства в мире я не мог бы теперь написать оперу с подобным сюжетом, ибо мне нужны люди, а не куклы; я охотно примусь за всякую оперу, где, хотя и без сильных и неожиданных эффектов, но существа, подобные мне, испытывают ощущения, мною тоже испытанные и понимаемые".

Главнейшим условием оперного сюжета Чайковский считал правдивость жизненных ситуаций, которые отражены в нем. Но этого было мало: сюжет оперы должен содержать такие ситуации, герои будущей оперы должны обладать такими характерами, чтобы композитор мог почувствовать до глубины души драматизм этих положений, героев полюбить, как любят и жалеют живых людей.

Он отверг огромное количество оперных сюжетов, так как они были недостаточно значительны и не зажигали в нем любви к героям. Зато, работая над полюбившимися ему сюжетами, Чайковский до такой степени проникался ими, что порой сам переживал все перипетии драмы героя и, жалея его, плакал над его судьбой. Так, окончив "Пиковую даму", он долго оплакивал судьбу Германа. В письме брату Модесту Ильичу Чайковскому, писавшему либретто для этой оперы, композитор признался: "Оказывается, что Герман не был для меня только предлогом писать ту или другую музыку, а все время настоящим, живым человеком, притом очень мне симпатичным... Я думаю, что, вероятно, это теплое и живое отношение к герою оперы отразилось на музыке благоприятно".

Отрицая внешнюю эффектность оперного действия, Чайковский чрезвычайно заботился о сценичности оперы. Он всегда помнил, что опера есть вид музыкального театра и что в ней, при господствующей роли музыки, важное значение имеет и сторона театральная, то есть развитие сценического действия; более всего он опасался оперной статики.

Помогая советами молодому композитору М. Ипполитову-Иванову, Чайковский предупреждал его, что нужно заботиться о сценичности оперы, но прибавил к этому: "Сценичность я понимаю совсем не в нагромождении эффектов, а в том, чтобы происходящее на сцене трогало и вызывало сердечное участие зрителей". Слияние выразительной, непрерывно развивающейся драматичной музыки с естественным течением театрального действия отличает все оперы Чайковского.

Признавая, что в оперном театре могут быть представлены различные виды оперного искусства - оперы эпические, драматические, сказочные и т. п., - Чайковский предпочитал музыкальную драму. Он работал почти исключительно над этим видом оперы. В каждом оперном сюжете он искал центральный конфликт, то есть такой момент в развитии действия, когда противоположные борющиеся силы сталкиваются друг с другом. Столкновение это обычно обусловливалось сложными отношениями действующих лиц друг к другу. Такие конфликтные сцены становились главными, основными в опере, они составляли ее драматический и музыкальный центр. Подобной сценой в "Онегине" является сцена ссоры Онегина и Ленского на балу у Лариных, в "Пиковой даме" - сцена Германа и старой графини в четвертой картине оперы, в "Чародейке" - сцена Кумы и Княжича в третьем акте и т. д. После центральной конфликтной сцены действие оперы обычно идет к трагической развязке.

Чайковский не ставил перед собой задачу быть непременно оригинальным в оперном творчестве. Он не создавал теорий реформы оперы, как Вагнер, но, по существу, создал новаторскую музыкальную драматургию. В письме С. И. Танееву композитор писал: "Я нисколько не препятствовал веяниям духа времени влиять на меня. Я сознаю, что, не будь Вагнера, я бы писал иначе; допускаю, что даже и кучкизм сказывается в моих оперных писаниях; вероятно, и итальянская музыка, которую я страстно любил в детстве, и Глинка, которого я обожал в юности, сильно действовали на меня, не говоря уже про Моцарта. Но я никогда не призывал ни одного из этих ку- миров... и если я в чем уверен, так это в том, что в своих писаниях я являюсь таким, каким меня создал бог и каким меня сделали воспитание, обстоятельства, свойства того века и той страны, в коей я живу и действую. Я не изменил себе ни разу. А каков я, хорош или дурен,- пусть судят другие".

Чайковский "заимствовал" у предшественников все, что подходило к характеру его собственного дарования. Но определяющим началом оперного творчества (как и в других произведениях) явилась его чрезвычайно яркая индивидуальность. Она сказалась во всем: в манере разрабатывать сюжет, выделяя в нем психологическую, внутреннюю драму (то есть душевный мир героев, их взаимоотношения), в особом складе музыкального языка и, конечно, в замечательном мелодическом даровании.

Его мелодии пленяют слушателя искренностью чувств, большим дыханием, декламационной выразительностью. Заметим, что композитор редко пользовался чисто речитативным языком, в котором мелодия полностью подчинена слову для Чайковского характерна манера широкого "распевания" текста. Принято называть мелодический стиль в операх Чайковского "ариозным", то есть объединяющим широконапевное начало и декламацию в одно целое. Часто музыкальная тема, начало какой-либо арии, монолога или дуэта у Чайковского как бы рождается из взволнованного распевания поэтического текста. Более всего вдохновляла композитора поэзия Пушкина, по произведениям которого он создал лучшие свои оперы.

Своеобразную и очень большую роль, как уже говорилось, в операх Чайковского играет оркестр, в партии которого нередко развиваются самостоятельные темы и мелодии, дополняющие и обогащающие вокальные партии. Важное значение имеют в операх Чайковского чисто инструментальные эпизоды, исполняемые симфоническим оркестром: интродукция к опере и вступления к отдельным актам. Не чуждался композитор и танцевальных сцен, большей частью массовых народных плясок, в музыке которых он нередко использовал подлинные народные мелодии.

Одним из приемов оперной драматургии Чайковского служат лейтмотивы, то есть неоднократно появляющиеся, выразительные и легко запоминаемые мелодии и темы, которые характеризуют то или иное действующее лицо, душевное состояние героя, чувство, а порой имеют более обобщенный смысл (например, образ судьбы).

Многие композиторы, предшественники и современники Чайковского, пользовались системой лейтмотивов; наиболее последовательно проводил в своем творчестве лейтмотивную систему Вагнер. У него партия оркестра в опере состоит из развивающихся, взаимодействующих и соединяемых друг с другом различных лейтмотивов. Чайковский же пользовался приемом лейтмотивной характеристики наряду с другими приемами, поэтому его музыкальная драматургия более многоплановая, чем у Вагнера.

Чтобы слушатели лучше понимали и запоминали музыкальное содержание оперы, Чайковский нередко пользовался повторениями больших мелодических построений. Например, в опере "Евгений Онегин", в известной сцене "Письма Татьяны", он создал всю богатую и содержательную музыку на основе всего лишь четырех главных тем. В шестой картине оперы, когда Онегин, встретивший Татьяну, охвачен внезапно вспыхнувшим чувством любви, Чайковский использует в его ариозо одну из тем сцены "Письма Татьяны", подчеркивая этим музыкальным повторением связь между различными этапами музыкальной драмы.

Или в опере "Пиковая дама": в момент первого появления на сцене главного героя Германа в оркестре звучит выразительная задумчивая мелодия, в то время как другие действующие лица обмениваются отдельными фразами-репликами. И лишь через некоторое время эта мелодия переходит в партию Германа: он поет ариозо "Я имени ее не знаю". Так еще до монолога героя его характеристика дается оркестром.

В опере "Мазепа", в сцене, когда к дочери Кочубея Марии, живущей во дворце Мазепы, ночью приходит мать и сообщает, что Кочубея должны утром казнить, Чайковский неоднократно повторяет мелодию мольбы матери; между эпизодами мольбы находятся другие музыкальные эпизоды - ответы Марии, не понимающей весь ужас происходящего, объяснения матери и т. п., но главная музыкальная мысль повторяется несколько раз. Повторения музыкальных эпизодов в непосредственной близости друг от друга или на большом расстоянии придают опере музыкальную цельность, подчеркивают единство музыкального развития.

В письмах и музыкально-критических статьях Чайковский неоднократно высказывался против композиторов, которые изгнали из оперы установившиеся в классической опере формы (арии, ансамбли, хоры).
В частности, он критиковал Вагнера за то, что тот отрицал эти богатые оперные формы, заменив их непрерывным музыкально-оркестровым развитием с вокальными мелодиями декламационно-речитативного характера. Хотя Чайковский высоко ценил музыкальный талант Вагнера, но в его реформе оперы усматривал разрушение основ этого популярнейшего жанра.

Сам он часто использовал установившиеся оперные формы то в их классическом виде (например ария князя Гремина в опере "Евгений Онегин"), то в виде сцен-монологов или сцен-диалогов. Такой сценой-монологом является знаменитая сцена "Письма Татьяны" в "Онегине", сценой-диалогом - последняя картина этой оперы. В этих сценах нет завершенных сольных арий или дуэтов музыка развивается свободно, гибко отражая смену чувств, переживаний героев.

Хору Чайковский также придавал большое значение, видя в нем основное средство обрисовки народных масс.
Все эти особенности музыкальной драматургии, составляющие индивидуальный стиль Чайковского как оперного композитора, сложились не сразу. Он прошел длительный путь постепенного совершенствования своей музыкальной драматургии.

Первый период творчества Чайковского длился с конца 1860-х годов до 1877 года, когда композитор сочинил "Евгения Онегина". Это замечательное произведение, одно из лучших созданий творческого гения Чайковского, было его пятой оперой. До "Онегина" он написал оперы "Воевода" и "Ундина", которые потом сам уничтожил; далее - оперу из эпохи Ивана Грозного "Опричник" и комическую оперу "Кузнец Вакула" (по Гоголю), известную во второй, более поздней редакции под названием "Черевички".

После "Евгения Онегина" начинается второй период творчества композитора. Чайковский обращается к большой трагической теме, он создает в конце 70-х годов оперу "Орлеанская дева" по трагедии Шиллера, далее оперы "Мазепа" (1883) и "Чародейка" (1887). Венцом нового периода оперного творчества явилась опера "Пиковая дама", созданная в 1890 году. После нее Чайковский успел написать только одну оперу - одноактную "Иоланту".

Но была еще одна область музыкального театра, в которой Чайковский произвел настоящую художественную реформу. Мы имеем в виду балет. Созданные Чайковским три балета - "Лебединое озеро", "Спящая красавица" и "Щелкунчик" - являются замечательными завоеваниями русской классической музыки, глубоко новаторскими произведениями, определившими последующее развитие русского балета.

Балет как искусство танца (хореографии) известен в России очень давно. Высокого подъема достигло балетное искусство в первой четверти XIX века, когда постановки знаменитого балетмейстера Ш. Дидло, исполнение талантливых танцовщиц Е. Истоминой, Е. Телешевой, А. Ивановой и других приобрели огромную известность. Танцевальное искусство русских балерин отличалось поэтической одухотворенностью, что придавало русскому балету особую прелесть.

Пушкин, создавший в первой главе "Евгения Онегина" портрет танцующей Истоминой, подчеркнул выразительность русского балета: "Узрю ли русской терпсихоры душой исполненный полет? Все обозреватели и критики, писавшие о русском балете, не находят слов для похвал красоте и выразительности танцев.

Однако музыка играла в балетных спектаклях чисто служебную роль. Ее назначение состояло в том, чтобы предоставить танцовщикам возможность четко и ритмично танцевать. Ни о какой выразительности или драматизме балетной музыки не могло быть и речи.И композиторы, писавшие музыку к балетам, были всего лишь хорошими ремесленниками, не более. Самыми известными балетными композиторами в середине XIX века были Л. Минкус, Ц. Пуньи и Ю. Гербер. Их перу принадлежали многочисленные балетные партитуры, написанные по заказу театров и под строгим надзором балетмейстеров. Балетмейстер, то есть постановщик танцев в балете, был главным распорядителем музыки, он определял, сколько тактов музыки и какие ритмы нужны ему для каждой сцены, требовал от композиторов прежде всего несложной и ритмически ясной мелодии, не заботясь особенно о качестве музыки.

Великие русские композиторы не брались за сочинение балетов. И не потому, что они не любили или не ценили русскую хореографию! Просто они не хотели попасть в зависимость от балетмейстера. Зато в операх балетные сцены занимали видное место.

Балетные сцены в операх Глинки имеют большое значение для музыкальной драматургии. Так, например, в опере "Иван Сусанин", в танцах на балу у польского вельможи, композитор создал яркую характеристику силы, враждебной и чуждой русскому народу.

В "Руслане и Людмиле" большое место занимают фантастические танцы волшебных дев в замке Наины, а также восточные танцы в замке Черномора. В "Русалке" Даргомыжского, в "Юдифи" Серова видное место отведено пляскам. Музыка балетно-танцевальных сцен в этих операх отличается выразительностью и мелодической красотой.

Истоками, питавшими балетное творчество Чайковского, были балетные сцены в операх Глинки и других классиков. Большое влияние на его балеты оказали также симфонические произведения Глинки, и прежде всего лирический "Вальс-фантазия". Хорошо знал Чайковский и развившийся в середине века французский романтический балет, который он высоко ценил (в особенности "Жизель" Адана). Но основным источником создания новаторских балетных партитур была его собственная работа в области оперного и симфонического творчества.

Чайковский очень любил хореографию и понимал ее специфику. Музыкальный критик Герман Августович Ларош, товарищ Чайковского по Петербургской консерватории, вспоминая о своем знакомстве с Чайковским, пишет, что "взгляд на балет как на отдельный род искусства, равноправный с другими, у него был вполне определенный даже в первый год нашего знакомства" (1862).

М. И. Чайковский, написавший после смерти композитора его большую трехтомную биографию, свидетельствует, что Чайковского в балете особенно привлекала фантастическая сторона. Большинство балетов, шедших на русских сценах во времена молодости Чайковского, имело фантастический сюжет. Это было время, когда роскошь и красота постановок, эффектные превращения, перемены декораций делали балетный спектакль восхитительным феерическим зрелищем.

Любя балет и хорошо зная его, Чайковский охотно согласился на предложение дирекции московского Большого театра написать музыку к балету "Озеро лебедей" в 1875 году. Это был его первый опыт в области балетной музыки. Последующие балетные произведения - "Спящая красавица" и "Щелкунчик" - были также написаны по заказу театра (петербургского), но относятся к последним годам жизни и творчества композитора.

Уже в "Лебедином озере" Чайковский осуществил коренную реформу балетного спектакля, заключавшуюся прежде всего в изменении роли музыки. У Чайковского музыка стала основным компонентом, определяющим весь спектакль. Вместо разрозненных танцевальных номеров Чайковский создал поэтичное и целостное произведение, подчиненное главной идее лирического сюжета. Он использовал в балете плоды собственных завоеваний в оперном творчестве: выразительные лейтмотивы, симфонические эпизоды, сцены-диалоги. Музыка "Лебединого озера" оказалась на одном уровне с лучшими его операми и симфоническими творениями.

Чайковский не пошел по пути уничтожения традиционных балетных форм (сюита классических танцев и сюита национально-характерных танцев; Адажио с вариациями для танцовщицы и танцовщика; "танец-действие", развивающий сюжет балета; большой общий номер с участием кордебалета; пантомима-сцена, в которой не танцуют, а объясняются при помощи мимики и пластичных жестов).

Чайковский использовал в своих балетах все эти формы, но вдохнул в них новое большое содержание. При этом основой лирического действия у него стала большая сцена-диалог, так называемый "танец-дуэт". В этих эпизодах он создал чудесную лирическую музыку, в которой выражалась глубокая внутренняя сущность сюжета. Композитор не отказался ни от классических, ни от характерных танцев, но органически включил их в развитие сюжета. Так, в "Лебедином озере" в сцене встречи принца Зигфрида с принцессой лебедей Одеттой окружающие их подруги танцуют классические танцы; в сцене обольщения принца коварной Одиллией использована сюита национально-характерных танцев.

Очень большое значение в балетах Чайковского приобрел "танец-действие", оказавший влияние на все другие формы. Можно сказать, что и Другие танцы отчасти стали "танцем-действием". Большие вальсы и другие номера, в которых участвует кордебалет, Чайковскому удалось поднять на небывалую художественную высоту. Наконец, пантомима у Чайковского сопровождается настолько выразительной музыкой, что мимика и жесты танцовщиков служат лишь иллюстрацией к ней, тогда как прежде музыка играла роль фона.

В балетной музыке проявилась одна из сторон большого и многогранного дарования композитора, не нашедшая широкого применения в произведениях других жанров,- удивительная изобретательность при воплощении фантастических образов. Все три балета Чайковского основаны на сказочных сюжетах. Но, считая фантастику принадлежностью именно балетного жанра и почти отказавшись от этого элемента в опере, Чайковский воплотил сказочные образы реалистически.

Оставаясь и в балете художником-гуманистом, он в сюжетах наивных народных сказок видел глубокий жизненный и философский смысл. Герои волшебных балетов в его глазах были живыми, реальными людьми, он щедро одарил их душой и чувствами человека. Поэтому не только сказочные герои-люди, но и заведомо фантастические существа (например, фея Сирени в "Спящей красавице") понятны и близки всем благодаря человеческим свойствам характеров.

Сочетание чудесного, необыкновенного, сказочного и лирического, душевного придает музыке балетов Чайковского неповторимую прелесть и очарование.


Прикрепленные изображения
Прикрепленное изображение
 
Go to the top of the page
 
   +Quote Post
Dreeni
сообщение 10.2.2012, 18:11
Сообщение #7


Новичок

Группа: Новички
Сообщений: 1
Регистрация: 10.2.2012


Спасибо сказали: 0 раз(а)


Люди, очень хочется увидеть документальный фильм о творчестве П. И. Чайковского. кто подскажет где его достать?
Go to the top of the page
 
   +Quote Post
Тёма
сообщение 23.9.2013, 18:06
Сообщение #8


Вопреки всему и всем... Жить!

Группа: Модераторы
Сообщений: 2073
Регистрация: 14.1.2006
Из: Израиль

Блог
Фотографии

Спасибо сказали: 720 раз(а)


Цитата(Dreeni @ 10.2.2012, 19:17) [ Гости не видят ссылок! ]


--------------------
И всё же я всё ещё жива.
Go to the top of the page
 
   +Quote Post



Reply to this topicStart new topic

 



Сейчас: 20.1.2018, 14:44
Правообладателям, Claims Of Copyright Infringement,
На сайте https://psy-a.com дают консультацию профессиональные психологи и психотерапевты
Чайковский П.И. - Музыкальный форум