Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

Музыкальный форум

Джоаккино Россини

> О великих композиторах и исполнителях

О великих композиторах и исполнителях. Обсуждаем великих мира музыки.

 
Reply to this topicStart new topic
Джоаккино Россини
manrico
сообщение 9.9.2007, 2:13
Сообщение #1


Меломан

Группа: Форумчане
Сообщений: 231
Регистрация: 29.8.2007
Из: не там ,где хотелось бы..


Спасибо сказали: 3 раз(а)


Но уж темнеет вечер синий,
Пора нам в оперу скорей:
Там упоительный Россини,
Европы баловень - Орфей.
Не внемля критике суровой,
Он вечно тот же, вечно новый,
Он звуки льет - они кипят,
Они текут, они горят,
Как поцелуи молодые,
Все в неге, в пламени любви,
Как зашипевшего аи
Струя и брызги золотые...
Но, господа, позволено ль
С вином равнять do-re-mi-sol?
А.С.Пушкин
"Отрывки из путешествия Онегина"

Итальянский композитор. Сын валторниста и певицы, с детства обучался игре на разных инструментах и пению. Пел в церковных хорах и театрах Болоньи, куда семья Россини перехала в 1804. В 14 лет поступил в Болонский музыкальный лицей, где его педагогом по контрапункту был Маттеи. Свою первую оперу, одноактный фарс "Брачный вексель" (для венецианского театра Сан-Мойзе), сочинил возрасте 18 лет. Затем последовали заказы из Болоньи, Феррары, снова из Венеции и из Милана; написанная для театра Ла Скала опера "Пробный камень" (1812) принесла Россини первый крупный успех. За 16 месяцев 1811-12 Россини создал 7 опер, из них 6 в жанре оперы-буффа.
В последующие годы творческая активность не снижалась. В 1813 появились 2 оперы, завоевавшие международный успех. Обе они создавались для театров Венеции.
Опера-сериа "Танкред" богата запоминающимися ариями и гармоническими оборотами, моментами (него оркестрового письма; в опере-буффа "Итальянка в Алжире" сочетаются комический гротеск, чувствительность и патриотический пафос. Менее успешными оказались 2 оперы, предназначенные для Милана (в т. ч. "Турок в Италии", 1814). К тому времени утвердились основные черты стиля Pоссини, в т. ч. знаменитое "россиниевское crescendo": прием постепенного усиления интенсивности путем многократных повторов короткой музыкальной фразы с добавлением все новых и новых инструментов, расширением диапазона, дроблением длительностей, варьированием артикуляции. 15 P. по приглашению импресарио Барбайи отправился в Неаполь, чтобы занять должность постоянного дирижера и музыкального руководителя театра Сан-Карло. Для Неаполя Россини писал главным образом серьезные оперы, одновременно он выполнял заказы, поступавшие из др. городов, в т. ч. из Рима. Именно для римских театров предназначены 2 лучшие оперы-буффа Россини - "Севильский цирюльник" и "Золушка". Первая, с ее изящными мелодиями, возбуждающими ритмами и мастерски выполненными ансамблями, считается вершиной буффонного жанра в итальянской опере. На премьере (1816) "Севильский цирюльник" провалился, однако немного времени спустя он завоевал любовь публики всех стран Европы; им одинаково восхищались Бетховен и Верди. Годом позже появилась прелестная и трогательная сказка "Золушка"; партия ее героини начинается с простой песенки в народном духе и завершается великолепной колоратурной арией, подобающей принцессе (музыка арии заимствована из "Севильского цирюльника").
Среди серьезных опер Pоссини, созданных в тот же период для Неаполя, выделяется "Отеллo"; 3-й акт этой оперы с прочной, цельной структурой свидетельствует об уверенном и зрелом мастерстве Россини-драматурга. В своих неаполитанских операх Россини отдал необходимую дань стереотипной вокальной "акробатике" и вместе с тем существенно расширил спектр музыкальных средств. Многие ансамблевые сцены опер весьма обширны, хор играет непривычно активную роль, облигатные речитативы насыщены драматизмом, оркестр часто выдвигается на первый. По-видимому, стремясь с самого начала вовлечь аудиторию в перипетии драмы, Россини в ряде опер отказался от традиционной увертюры. В Неаполе Россини познакомился с популярнейшей примадонной, подругой Барбайи Кольбран; в 1822 они поженились, однако их семейное счастье длилось недолго (окончательный разрыв произошел в 1837).
Неаполитанская карьера Россини завершилась операми-сериа "Магомет II" и "Зельмира"; его последней оперой, созданной в Италии, стала "Семирамида" (1823, Венеция). Несколько месяцев 1822 года Россини с женой провели в Вене, где Барбайя организовал оперный сезон; затем они вернулись в Болонью, а в 1823-24 совершили путешествие в Лондон и Париж. В Париже Россини занял пост музыкального руководителя труппы Театр-итальен (Theatre Italien). Среди его произведений, созданных для этой труппы и для Парижской оперы, есть редакции ранних опер ("Осада Коринфа", "Моисей и фараон"), частично новые композиции ("Граф Ори") и оперы, новые от начала до конца ("Вильгельм Телль"). Последняя - прототип французской героической большой оперы - нередко считается вершиной творчества Россини Она велика по объему, содержит множество вдохновенных страниц, изобилует сложными ансамблями, балетными сценами и шествиями в традиционном французском духе. По богатству и утонченности оркестровки, смелости гармонического языка и насыщенности драматическими контрастами "Вильгельм Телль" превосходит все прежние произведения Россини
После "Вильгельма Телля" 37-летний композитор, достигший вершины славы, решил отказаться от сочинения опер. В 1837 он уехал из Парижа в Италию и 2 года спустя был назначен советником Болонского музыкального лицея (Liceo musicale). Тогда же (в 1839) он тяжело заболел. В 1846, через год после смерти Изабеллы, Россини женился на Олимпии Пелисье (Рelissier), с которой он к тому времени жил уже 15 лет (именно Олимпия заботилась о Россини во время его болезни). Все это время он практически не сочинял (его Stabat mater относится еще к парижскому периоду). В 1848 чета Россини переехала во Флоренцию. Возвращение в Париж (1855) благотворно сказалось на здоровье и творческом тонусе композитора; последние годы жизни Россини были отмечены созданием ряда изящных и остроумных фортепианных и вокальных пьес, которые он называл "грехами старости" (peches de vieillesse), и "Маленькой торжественной мессы". В конце жизни Россини был окружен всеобщим почтением. Был похоронен на парижском кладбище Пер-Лашез; в 1887 его прах перенесен во флорентийскую церковь Санта-Кроче.




Прикрепленные изображения
Прикрепленное изображение
 
Go to the top of the page
 
   +Quote Post
manrico
сообщение 9.9.2007, 2:45
Сообщение #2


Меломан

Группа: Форумчане
Сообщений: 231
Регистрация: 29.8.2007
Из: не там ,где хотелось бы..


Спасибо сказали: 3 раз(а)


Того, кого называли "последним классиком" и кому публика аплодировала как королю комического жанра, в первых же операх продемонстрировал изящество и блеск мелодического вдохновения, естественность и лёгкость ритма, придавшие пению, в котором традиции XVIII века были ослаблены, более искренний и человеческий характер. Композитор, делая вид, что приспосабливается к современным театральным обычаям, мог, однако, восставать против них, препятствуя, например, виртуозному произволу исполнителей или умеряя его.

Самым значительным новшеством для Италии того времени явилась важная роль оркестра, ставшего благодаря Россини живым, подвижным и блестящим (отметим великолепную форму увертюр, по-настоящему настраивающих на определённое восприятие). Весёлая склонность к своего рода оркестровому гедонизму связана с тем, что каждый инструмент, использованный в соответствии со своими техническими возможностями, идентифицируется с пением и даже с речью. В то же время Россини может спокойно утверждать, что слова должны служить музыке, а не наоборот, не умаляя при этом значение текста, но, напротив, используя его по-новому, свежо и перекладывая зачастую на типичные ритмические модели - в то время как оркестр свободно сопровождает речь, создавая чёткий мелодический и симфонический рельеф и выполняя экспрессивные или изобразительные функции.

Гений Россини сразу же проявил себя в жанре оперы-сериа с постановкой в 1813 году "Танкреда", принёсшего автору первый большой успех у публики благодаря мелодическим находкам с их возвышенным и нежным лиризмом, а также непринуждённому инструментальному развитию, обязанным своим происхождением комическому жанру. Связи между этими двумя оперными жанрами действительно очень тесны у Россини и даже определяют удивительную эффектность его серьёзного жанра. В том же 1813 году он представил тоже шедевр, но в комическом жанре, в духе старой неаполитанской комической оперы - "Итальянку в Алжире". Это опера богатая отголосками из Чимарозы, но как бы оживлённая бурной энергией персонажей, особенно проявившейся в финальном крещендо, первом у Россини, который будет затем использовать его как возбуждающее средство при создании парадоксальных или безудержно-весёлых ситуаций.

Едкий, земной ум композитора находит в веселье выход своей тяге к карикатуре и своему здоровому энтузиазму, который не даёт ему впасть ни в консерватизм классицизма, ни в крайности романтизма.

Он достигнет очень основательного комического результата в "Севильском цирюльнике", а десятилетие спустя придёт к изяществу "Графа Ори". Кроме того, и в серьёзном жанре Россини двинется огромными шагами к опере всё большего совершенства и глубины: от неоднородной, но пылкой и ностальгической "Девы озера" к трагедии "Семирамида", которой завершается итальянский период композитора, полной головокружительных вокализов и таинственных явлений в барочном вкусе, к "Осаде Коринфа" с её хорами, к торжественной описательности и сакральной монументальности "Моисея" и, наконец, к "Вильгельму Теллю".

Если до сих пор удивляет тот факт, что этих достижений в области оперы Россини добился за каких-то двадцать лет, столь же поражает молчание, последовавшее за таким плодотворным периодом и продолжавшееся целых сорок лет, которое считается одним из самых непостижимых случаев в истории культуры, - то ли почти демонстративной отстранённостью, достойной, впрочем, этого загадочного ума, то ли свидетельством его легендарной лености, конечно, скорее вымышленной, чем реальной, если учесть трудоспособность композитора в лучшие годы. Немногие заметили, что им всё больше овладевала неврастеническая тяга к одиночеству, вытесняя склонность к веселью.

Россини, однако, не перестал сочинять, хотя прекратил все контакты с широкой публикой, обращаясь преимущественно к небольшой группе гостей, завсегдатаев его домашних вечеров. Вдохновенность последних духовных и камерных произведений постепенно выявилась в наши дни, вызвав интерес не только знатоков: были открыты настоящие шедевры. Самой блистательной частью наследия Россини остаются всё же оперы, в которых он явился законодателем будущей итальянской школы, создав огромное количество моделей, использованных последующими композиторами.

С целью ещё лучше осветить характерные черты столь большого таланта предпринято новое критическое издание его опер по инициативе Центра по изучению Россини в Пезаро.




Прикрепленные изображения
Прикрепленное изображение
 
Go to the top of the page
 
   +Quote Post



Reply to this topicStart new topic

 



Сейчас: 21.7.2018, 2:00
Правообладателям, Claims Of Copyright Infringement,
Джоаккино Россини - Музыкальный форум