Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

Музыкальный форум

Модест Мусоргский

> О великих композиторах и исполнителях

О великих композиторах и исполнителях. Обсуждаем великих мира музыки.

 
Reply to this topicStart new topic
Модест Мусоргский
manrico
сообщение 9.9.2007, 3:12
Сообщение #1


Меломан

Группа: Форумчане
Сообщений: 231
Регистрация: 29.8.2007
Из: не там ,где хотелось бы..


Спасибо сказали: 3 раз(а)


Модест Петрович Мусоргский (1839-1881) - русский композитор.

Мусоргский родился 9 марта в селе Карево Торопецкого уезда Псковской губернии. Он происходил из старинного дворянского рода.

Первым педагогом будущего композитора была его мать - Юлия Ивановна Мусоргская (Чирикова). Под ее руководством мальчик делал большие успехи в игре на фортепиано. Уже в семилетнем возрасте он играл небольшие сочинения Листа, а в 9 лет он сыграл большой концерт Фильда.

Дарование сына радовало и отца - Петра Григорьевича Мусоргского, также горячо любившего музыку. Но никто из них не предполагал, что мальчик станет музыкантом. Ему готовилась другая участь. Все Мусоргские, происходившие из дворянского рода, служили по военной части, за исключением отца композитора.

В 1849 году Модест и его старший брат Филарет становятся учениками Петропавловской школы в Петербурге. Тогда же будущий композитор начинает заниматься фортепиано с А.А. Герке - одним из лучших Петербургских педагогов. Мальчик быстро двигался вперед, с успехом выступал в домашних концертах. В 1852 году, при содействии Герке, была опубликована полька Мусоргского - "Подпрапорщик".

В июне 1856 года Мусоргский окончил школу и, несколько месяцев спустя, был зачислен на службу в Преображенский полк. Тогда же, в 1856 году, Мусоргский познакомился с А.П. Бородиным, который стал его близким другом. Зимою этого же года Модест Петрович знакомится с А.С. Даргомыжским, а через него и с М.А. Балакиревым и Ц.А. Кюи, затем с братьями В.В. и Д.В. Стасовыми.

Для Мусоргского, как впрочем и для всех членов будущей "Могучей кучки", Балакирев стал учителем и другом. Часто два музыканта играли в четыре руки симфонии Бетховена, произведения Глинки, Шуберта, Шумана. Балакирев помогал Мусоргскому в изучении композиции. Модест Петрович с жадностью изучал творчество классических и современных авторов, посещал концерты и спектакли. В нем пробудилась жажда к творчеству, созиданию прекрасного, стремление к совершенствованию в музыкальном искусстве, которое стало целью его жизни.

В июне 1858 года он вышел в отставку. Благодаря этому он полностью мог посвятить себя творчеству, но остался без средств к существованию. Но он был молод, здоров, энергичен, окрылен большими планами и дружбой с замечательными людьми.

В 60-е годы XIX столетия начинался новый этап в русской музыкальной культуре. Члены "Могучей кучки" продолжали дело Глинки, чутко прислушиваясь ко всему новому. К этому времени относиться ряд крупных творческих замыслов.

В 1856 году Мусоргский задумал оперу "Ган Исландец" на сюжет В. Гюго, из которой, как он сам вспоминает впоследствии, "ничего не вышло , потому, что не могло выйти" (Модесту было 17 лет).

В конце 50-х Мусоргский работает над музыкой к трагедии "Царь Эдип" Софокла. В 1863 году он начал сочинять оперу "Саламбо" (на сюжет Флобера). Опера осталась неоконченной, но некоторые из ее эпизодов вошли в оперу "Борис Годунов".

В это время Мусоргский жил интересами "Могучей кучки", принимал участие во всех собраниях,в исполнении новых произведений.

Он блестяще играл на фортепиано (в чем он не имел соперников, кроме Балакирева), превосходно исполнял вокальные произведения.

В начале 60-х Мусоргский совершил несколько поездок, обогативших его яркими воспоминаниями и впечатлениями. Январь 1861 года он провел в Москве, поразившей его своей красотой и величием исторических памятников, среди которых развертывалось действие его "Бориса Годунова" и "Хованщины". Мусоргский очень хорошо понимал значение этих поездок: "Когда меняешь обстановку и окружающую среду - освежаешься, прошлое очищается, становится рельефнее и тогда смело разбирает прожитое:" - из письма к Балакиреву. Много народных типов запечатлелось в памяти композитора, и это богатство наблюдений дало драгоценный материал для творчества: "Подмечаю баб характерных и мужиков типичных - могут пригодиться и те и другие. Сколько свежих, не тронутых искусством сторон кишит в русской натуре, ох, сколько! И каких сочных, славных". Эти впечатления Мусоргский выразил в романсах 60-х годов: "Светик Савишна" - являющаяся, по свидетельству Стасова, зарисовкой с натуры, "Колыбельная Еремушки" (слова Некрасова), "Гопак" (слова Шевченко), "Семинарист" (слова Мусоргского).

Наряду с вокальной музыкой Мусоргский не забывает и об инструментальной. В 1867 году он задумывает симфоническую поэму "Подибрат Чешский". Однако этот замысел остался незавершенным, т.к. Мусоргский начал сочинять в начале июня оркестровую фантазию "Иванова ночь на лысой горе", которую писал сразу в партитуре и закончил 23 июня.

В июне 1868 было сочинено первое действие комической оперы "Женитьба", на сюжет Гоголя. Однако и она не была закончена, по причине, о которой сам автор говорил: "Женитьба" - это клетка, в которую я засажен пока не приручусь, а там на волю:" ( В наше время "Женитьба" была закончена М.М. Ипполитовым-Ивановым).

В 1869 году закончен "Борис Годунов". Партитура была написана полностью. Она являлась центром, сосредоточением долгих исканий Мусоргского, который работал очень быстро, с огромным увлечением, буквально дышал каждой нотой.

Тогда же в 1869 году был написан "Раек" - единственный пример музыкальной сатиры на врагов передового искусства. В 1870 году Мусоргский пишет несколько песен, из числа вошедших в цикл "Детская".

Зимой 1871 года композитор вынужден был переработать оперу "Борис Годунов", которая была "не пропущена" на сцену Мариинского театра. В связи с этим и дабы угодить цензорам Мусоргский добавляет в нее "Польский акт"и сцену под Кромами. В это время он жил бок о бок с Римским-Корсаковым. Оба работали с увлечением, как бы дополняя друг друга. В этой обстановке были закончены: Мусоргским - "Борис Годунов", а Римским-Корсаковым - "Псковитянка". 27 января 1874 года на сцене Мариинского театра под управлением Э.Ф. Направника состоялось первое представление "Бориса Годунова".

Еще в 1872 году, когда не была полностью завершена работа над "Борисом Годуновым", Мусоргский задумал новую оперу - народную музыкальную драму "Хованщина". В то же время были сочинены песни - "Кот Матрос", "Поехал на палочке", вошедшие в последствие в сборник "Детская". Летом 1875 года Мусоргский усиленно работает над 2-м действием "Хованщины". В середине 1876 г. начинает писать комическую оперу "Сорочинская ярмарка" (по Гоголю).

Последние годы Мусоргского были очень тяжелыми. Пошатнувшееся здоровье, материальная необеспеченность мешали ему сосредоточиться на творческой работе. Он был вынужден работать аккомпаниатором в вокальных классах, организованных певицей Д.М. Леоновой.

В 1879 г. он совершает концертную поездку по югу, которая принесла ему много новых и ярких впечатлений. Эти впечатления отразились в фортепианных пьесах, сочиненных на Крымском полуострове. Тогда же, во время путешествия по югу была написана знаменитая "Песня о блохе".

1880 г. - новые испытания. Мусоргский остался без службы, без средств к существованию. Лишь в феврале, благодаря друзьям, он был вновь определен на новое место.

Лето Мусоргский провел в Ораниенбауме, где продолжал работу над "Хованщиной" и "Сорочинской ярмаркой". 22 августа он сообщает Стасову, что "Хованщина" готова. Оставалось только оркестровать оперу. Но сделать этого он не смог.

12 февраля 1881 г. Мусоргского разбил паралич. Скончался он 16 марта в военном госпитале. В некрологе Стасов писал: "Мусоргский умер в самом расцвете сил и таланта: Как далеко еще до старческих годов и сколько недо было еще от него ожидать, глядя на его могучий талант, на его могучую натуру!"
Прикрепленные изображения
Прикрепленное изображение
 
Go to the top of the page
 
   +Quote Post
manrico
сообщение 9.9.2007, 3:28
Сообщение #2


Меломан

Группа: Форумчане
Сообщений: 231
Регистрация: 29.8.2007
Из: не там ,где хотелось бы..


Спасибо сказали: 3 раз(а)


Мусоргский-- один из величайших композиторов-реалистов 19 в. Он стремился достигнуть в своём творчестве максимального жизненного правдоподобия, бытовой и психологической конкретности образов. Творчество его, отличавшееся сознательной демократической направленностью, было проникнуто страстным протестом против крепостнического гнёта, любовью и сочувствием к народу и к поруганной, обездоленной человеческой личности. Художественные воззрения и задачи он открыто декларировал в “Автобиографической записке” и письмах к Стасову, Голенищеву-Кутузову и другим друзьям и соратникам по искусству. “Создать живого человека в живой музыке” — так определял он цель своего творчества. Наряду с правдивым воспроизведением духовного мира человеческой личности Мусоргский

. стремился постигнуть и передать коллективную психологию народных масс. “...В человеческих массах, писал он, как в отдельном человеке, всегда есть тончайшие черты, ускользающие от хватки, черты, никем не тронутые...”.

Мусоргский - был во многом первооткрывателем. Обращаясь к необычным для искусства того времени сферам жизни, он настойчиво искал новые средства музыкальной выразительности, смело экспериментировал, отвергал традиционные академические нормы и представления, если они вступали в противоречие с конкретным характером той или иной художественной задачи. Считая, что формы искусства должны быть столь же многообразны и неповторимы, как неповторима в своих проявлениях сама жизнь, Мусоргский

. добивался предельной индивидуализации художественного воплощения. Его целью было “создать жизненное явление или тип в форме им присущей, не бывшей до того ни у кого из художников”.

Основным средством характеристики образа служила для Мусоргский . живая интонация человеческой речи. Он развивал творческие принципы Даргомыжского, которого называл “великим учителем правды”. Оттенки речевой интонации в произведениях М. чрезвычайно разнообразны — от простого, обыденного говора или интимно доверительной беседы до напевной мелодической декламации, переходящей в песенность — “воплощения речитатива в мелодии”, как формулировал сам композитор. Синтез песенности и речитативности характерен для зрелых произведений М. 70-х гг., в которых он преодолевает некоторые крайности своих ранних творческих исканий. Песня нередко используется М. и как самостоятельное законченное целое, в качестве средства “обобщения через жанр”. С помощью различных песенных жанров ему удаётся создать необычайно яркие, рельефные, жизненно убедительные образы отдельных людей из народа или народных масс, охваченных единым порывом.

Мусоргский - мастер гармонического колорита, предвосхитивший многие позднейшие открытия композиторов 20 в. в этой области. Своеобразие гармонии и инструментальной фактуры М. определяется стремлением к индивидуализации образа и конкретной интонационно-психологической выразительности. Он придавал большее значение самостоятельному образно-характеристическому смыслу отдельных гармонических комплексов, чем общей системе функциональных связей,. Отсюда та кажущаяся разорванность музыкальной ткани и обилие ярких, как бы случайно брошенных красочных звуковых пятен, которые давали повод сближать его с импрессионистами. Целостная форма произведений М. строится большей частью на основе контрастных сопоставлений или свободных вариантных преобразований непрестанно обновляющегося центрального образа.

Реалистические принципы творчества М. складываются уже в вокальных сочинениях 60-х гг., явившихся в известном смысле подготовкой к созданию опер “Борис Годунов” и “Хованщина”. В песнях на слова Н. А. Некрасова, Т. Г. Шевченко, А. Н. Островского, на собственные тексты даны живые характерные типы людей из народа, с большой обличительной силой нарисованы картины нищей, разорённой пореформенной деревни. В них сочетаются юмор, бичующая сатира, лирика и драма. Некоторые из песен, как верно заметил Стасов, носят характер законченных драматических сценок. Это то выразительный монолог, в основе которого одна характерная речевая интонация (“Светик Савишна”, “Сиротка”), то драматизированная песня. Особое значение как выражение народного горя и печали приобретает жанр колыбельной (“Калистрат”, “Колыбельная Ерёмушке”, “Спи, усни, крестьянский сын”). В песне “Гопак” яркий образный эффект достигается сопоставлением плясовой и колыбельной. В качестве средства сатирического обличения применяется пародия: в “Семинаристе” пародируется церковное пение, в “Классике” и “Райке” — творчество чуждых М. по направлению композиторов.

Отдельные стороны оперной драматургии М. подготавливаются и формируются в его неоконченных операх “Саламбо” и “Женитьба”. Далёкий от современности романтический сюжет первой из них не мог удовлетворить композитора в период, когда складывались его реалистические художественные взгляды. Однако разработанность массовых сцен и трагический пафос некоторых эпизодов “Саламбо” позволили впоследствии использовать многие её фрагменты в “Борисе Годунове”. “Женитьба” была для М. лабораторной работой, значение которой очень точно охарактеризовал сам композитор: “это посильное упражнение музыканта, или правильнее не-музыканта, желающего изучить и постигнуть все изгибы человеческой речи в том её непосредственном, правдивом изложении, в каком она передана гениальным Гоголем”. Несмотря на меткость и остроту, с которыми М. воспроизводит индивидуальный характер речи каждого из действующих лиц, опера эта не свободна от элементов натурализма, что и заставило композитора отказаться от продолжения работы над ней.

“Борис Годунов” — новый тип исторической оперы, в которой народ выступает в качестве активно действующей силы. Обратившись к трагедии Пушкина, М. во многом переосмыслил её, приблизил к эпохе назревавшей крестьянской революции. Действие сконцентрировано вокруг главного, центрального конфликта между царской властью и народом. Небывалого размаха, мощи и динамизма достигают массовые народные сцены. С неменьшей силой переданы психологическая драма Бориса, тяжёлый душевный разлад, приводящий к катастрофе и гибели героя. Неразрывное сплетение личной и народной драмы определило напряжённо развивающийся, целеустремлённый характер драматургии “Бориса Годунова”, а также разнообразие типов, ситуаций и средств музыкально-драматической выразительности.

“Хованщину” М. назвал “народной музыкальной драмой”, подчеркнув тем самым главенствующую роль народа. По сравнению с “Борисом Годуновым” действие носит в ней более разветвлённый характер: большое количество отдельных самостоятельных нитей сплетается в один узел. Разные группы народа (стрельцы, “пришлые люди московские”, раскольники, крепостные девушки князя Хованского) получают индивидуальную характеристику. В опере множество действующих лиц, интересы и стремления которых сталкиваются между собой. Особое место занимает лирическая драма Марфы, связанная лишь косвенно с политической борьбой. Всё это определило особенности драматургического строения “Хованщины”, известную её “рассpедоточенность”, большую роль относительно самостоятельных, закруглённых вокальных эпизодов песенного и ариозного типа.

Возрастающая роль песенно-мелодического начала характерна и для “Сорочинской ярмарки”. Наряду с этим здесь проявилось присущее М. мастерство комедийных характеристик, основанных на претворении речевых интонаций, иногда пародийно окрашенных (партия Поповича).

Вершину камерного вокального творчества М. составляют 3 цикла: “Детская” (сл. М., 1868-72), “Без солнца” и “Песни и пляски смерти”. По поводу “Детской” К. Дебюсси заметил, что “никто не обращался к лучшему, что в нас есть, с большей нежностью и глубиной”. В музыке этого цикла острая характеристичность сочетается с необычайно тонкой интонационно-выразительной нюансировкой. Такое же богатство оттенков, чуткость к малейшим изменениям эмоциональной окраски слов присущи вокальной декламации в цикле “Без солнца”. Развивая некоторые стороны лирики Даргомыжского, М. создаёт глубоко правдивый образ социально обездоленного, одинокого и обманутого в своих надеждах человека, родственный миру “униженных и оскорблённых” в русской литературе 19 в. Если “Без солнца”—своеобразная лирическая исповедь композитора, то в “Песнях и плясках смерти” тема человеческого страдания выражена в музыкальных образах, достигающих трагедийной силы звучания. В то же время они отличаются жизненной реалистической конкретностью и определённостью социальной характеристики, чему способствует использование бытующих музыкальных форм и интонаций (“Колыбельная”, “Серенада”, “Трепак”, марш в “Полководце”).

Инструментальное творчество М. сравнительно невелико по объёму, но и в этой области им были созданы яркие, глубоко оригинальные произведения. К выдающимся образцам русского программного симфонизма принадлежит оркестровая картина “Ночь на Лысой горе”, сюжетом которой послужили старинные народные поверья. С народными истоками связан и характер её музыкальных образов. “Форма и характер моего сочинения российски и самобытны”, — писал композитор, указывая, в частности, на используемый им типично русский приём свободных “разбросанных вариаций”. Такой же самобытностью отличается фортепианная сюита “Картинки с выставки”, в которой дана галерея разнохарактерных образов жанрового, сказочно-фантастического и эпического плана, объединённых в одно многокрасочное звуковое полотно. Тембровое богатство, “оркестральность” фортепианного звучания подсказали ряду музыкантов мысль об оркестровой обработке этого сочинения (наибольшую популярность завоевала инструментовка М. Равеля, 1922).

Новаторское значение творчества М. лишь немногими было оценено при его жизни. Стасов первым заявил, что “Мусоргский принадлежит к числу людей, которым потомство ставит монументы”. Оперы М. прочно утвердились на сцене только на рубеже 19 и 20 вв. “Борис Годунов” после длительного перерыва был исполнен в редакции Н. А. Римского-Корсакова в 1896 (на сцене Большого зала Петербургской консерватории), а широкое признание получил после того, как в заглавной партии выступил Ф. И. Шаляпин (1898). Подлинная авторская редакция оперы была восстановлена в 1928 (Ленинградский театр оперы и балета). “Хованщина”, исполненная в 1886 в Петербурге силами любителей, затем была поставлена Московской частной русской оперой С. И. Мамонтова (1897), а на казённой сцене — только в 1911 по инициативе Шаляпина.

Творческие находки М. в области музыкальной декламации и гармонического колорита вызывали интерес Дебюсси, Равеля, Л. Яначека и других зарубежных композиторов конца 19 . начала 20 вв., которые, однако, прошли мимо народно-революционных идей его творчества. Полную, всестороннюю оценку наследие М. получило только после Октябрьской революции 1917. Большая заслуга в деле восстановления подлинных авторских редакций произведений М. принадлежит Б. В. Асафьеву и П. А. Ламму. Традиции М. получают самостоятельное обновлённое развитие в творчестве Д. Д.Шостаковича, Г. В. Свиридова и других советских композиторов.

В 1968 в селе Карево открыт Дом-музей Мусоргсого.

Годы, когда появился замысел "Бориса Годунова" и когда создавалась эта опера, - основополагающие для русской культуры. В это время творили такие писатели, как Достоевский и Толстой, и более молодые, как Чехов, художники-передвижники утверждали приоритет содержания над формой в своём реалистическом искусстве, воплощавшем нищету народа, пьянство священников, жестокость полиции. Верещагин создавал правдивые картины, посвящённые русско-японской войне, а в "Апофеозе войны" посвятил всем завоевателям прошлого, настоящего и будущего пирамиду из черепов; великий портретист Репин обращался также к пейзажной и исторической живописи. Что касается музыки, то самым характерным в это время явлением была "Могучая кучка", которая поставила своей целью повысить значение национальной школы, используя народные предания для создания романтизированной картины прошлого. В сознании Мусоргского национальная школа представала как нечто древнее, поистине архаическое, неподвижное, включающее извечные народные ценности, почти святыни, которые можно было найти в православной религии, в народном хоровом пении, наконец, в том языке, что ещё хранит могучую звучность далёких истоков. Вот некоторые из его мыслей, высказанные между 1872 и 1880 годами в письмах Стасову: "Ковырять чернозём не впервые стать, да ковырять не по удобренному, а в сырье хочется, не познакомиться с народом, а побрататься жаждется... Чернозёмная сила проявится, когда до самого днища ковырнёшь..."; "Художественное изображение одной красоты, в материальном её значении, грубое ребячество - детский возраст искусства. Тончайшие черты природы человека и человеческих масс, назойливое ковырянье в этих малоизведанных странах и завоевание их - вот настоящее призвание художника". Призвание композитора постоянно побуждало его повышенно чувствительную, мятежную душу стремиться к новому, к открытиям, что приводило к непрерывному чередованию творческих подъёмов и депрессий, с которыми были связаны перерывы в деятельности или её растекание по слишком многим направлениям. "До такой степени я становлюсь строгим к себе, - пишет Мусоргский Стасову, - умозрительно, и чем строже становлюсь, тем делаюсь беспутнее. <...> На мелкие вещи настроения нет; впрочем сочинение маленьких пьес есть отдых при обдумывании крупных созданий. А у меня отдыхом становится обдумывание крупных созданий... так-то всё у меня в перекувырку идёт - сущая беспутность".

Помимо двух крупнейших опер Мусоргский начал и завершил другие работы для театра, не говоря уже о великолепных лирических циклах (прекрасное воплощение разговорной речи) и знаменитых новаторских "Картинках с выставки", которые свидетельствуют и о его большом таланте пианиста. Очень смелый гармонизатор, автор гениальных подражаний народным песням, как сольным, так и хоровым, одарённый необыкновенным чувством сценической музыки, последовательно внедрявший идею театра, далёкого от условно-развлекательных схем, от сюжетов, дорогих европейской мелодраме (в основном любовных), композитор придал историческому жанру жизненность, скульптурную чёткость, обжигающую пламенность и такую глубину и визионерскую ясность, что всякий намёк на риторику совершенно исчезает и остаются только образы универсального значения. Никто так, как он, не культивировал в музыкальном театре исключительно национальный, русский эпос вплоть до отказа от всякого открытого подражания Западу. Но в глубинах панславянского языка он сумел найти созвучность страданиям и радостям каждого человека, которые выразил совершенными и всегда современными средствами.


Прикрепленные изображения
Прикрепленное изображение
 
Go to the top of the page
 
   +Quote Post



Reply to this topicStart new topic

 



Сейчас: 23.9.2018, 16:27
Правообладателям, Claims Of Copyright Infringement,
Модест Мусоргский - Музыкальный форум