Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

Музыкальный форум

Валерий Кикта

> О великих композиторах и исполнителях

О великих композиторах и исполнителях. Обсуждаем великих мира музыки.

 
Reply to this topicStart new topic
Валерий Кикта, Наш современник
Тёма
сообщение 16.1.2008, 1:49
Сообщение #1


Вопреки всему и всем... Жить!

Группа: Модераторы
Сообщений: 2073
Регистрация: 14.1.2006
Из: Израиль

Блог
Фотографии

Спасибо сказали: 720 раз(а)


user posted image
Валерий Кикта


Родился в 1941 г. в селе Владимировка Донецкой области.
Валерий Кикта учился в Московском хоровом училище у А.В. Свешникова и Н.И. Демьянова (окончил в I960 г.).
В 1965 г. окончил Московскую консерваторию, где обучался по классу композиции у С.С. Богатырева и Т.Н. Хренникова.
Профессор Московской консерватории.
Член правления Союза композиторов Москвы, создатель творческого объединения композиторов и балетмейстеров Москвы «Содружество».

Сочинения:
Балеты:
Золотая пора (1963),
Данко (1964),
Посвящение (1975),
Муха-Цокотуха (1978),
Дубровский (1984),
Свет мой, Мария! (1985),
Легенда Уральских предгорий (1986),
Святая Олеся (польская колдунья) (1988),
Откровения (1992), Владимир-Креститель (1997),
Белая кокарда (1995).
Симфонические произведения:
«Похищение Европы» (по картине В. А. Серова) (1990),
«Был у Христа-младенца сад» – вариации на тему П. Чайковского (1989),
«Владимир-Креститель» – симфоническая летопись (1991).
Оратории и кантаты:
Княгиня Ольга (1970),
Песнь о матери (1973),
Святой Днепр (1993),
Свет молчаливых звезд (1999).
Инструментальные концерты:
Три концерта для фортепиано (1965, 1979, 1986),
Концерт-новелла для двух фортепиано (1993),
Три концерта для гобоя (1991, 1996, 2000),
Концерт для тубы (1974).
Множество произведений для хора, для оркестра русских народных инструментов, вокальных, камерных произведений. А также музыка к театральным постановкам и фильмам.


--------------------
И всё же я всё ещё жива.
Go to the top of the page
 
   +Quote Post
Тёма
сообщение 16.1.2008, 1:53
Сообщение #2


Вопреки всему и всем... Жить!

Группа: Модераторы
Сообщений: 2073
Регистрация: 14.1.2006
Из: Израиль

Блог
Фотографии

Спасибо сказали: 720 раз(а)


ВАЛЕРИЙ КИКТА: "Пишите для арфы и органа"
(Беседу вела Евгения КРИВИЦКАЯ)

Мощный ренессанс органной культуры, наблюдавшийся в столице (и не только) в этом сезоне, закономерно завершился I Международным конкурсом органистов Валерия КИКТЫ. Парадоксально, что при наличии органов и концертных площадок на любой вкус в Москве до сих пор не проводился международный органный смотр. Есть Международный конкурс имени М.Таривердиева в Калининграде, теперь учрежден московский - Валерия Кикты, известного российского композитора, автора значительного количества органных сочинений. Наверное, закономерно, что состязание органистов в России проводится под эгидой композиторского творчества: ведь эти две профессии исторически тесно связаны между собой. После церемонии награждения лауреатов Валерий КИКТА поделился своими мыслями и впечатлениям о состоявшемся состязании.

- Валерий Григорьевич, прежде всего как возник у вас такой интерес к органу?
- Еще студентом я любил ходить на органные концерты, которых было уже немало. Играли наши, приезжали зарубежные исполнители - все было так интересно! Естественно, возникало желание что-либо самому написать для этого царственного инструмента.
- Вы сочиняли, имея в виду определенных исполнителей?
- По-разному. Первая сюита "Органные фрески" не имела конкретного адресата. Потом ее сыграл Владимир Тебенихин, ученик Л.Ройзмана. Помню, как Леонид Исаакович слушал его, давал советы. Сюиту "Орфей" я написал для Екатерины Прочаковой, ныне живущей в Германии. А лично Леониду Исааковичу была предназначена "Украинская пассакалья". Я был поражен, что, будучи в солидном возрасте, он увлекся, выучил и великолепно исполнил это масштабное произведение, по сути - концерт для органа.
- Алексей Паршин - председатель жюри, по инициативе которого организован такой интересный конкурс, - также один из ваших давних исполнителей?
- Да, и более того, он с учениками сделал запись всех моих шести органных сюит на инструментах Большого и Малого залов Московской консерватории - с моей точки зрения, совершенно блистательную! Диск готовили очень тщательно: исполнители вживались в музыку, а я открывал для себя новые грани своих сочинений. В процессе работы у Алексея Александровича и возникла идея конкурса, в котором мои органные пьесы звучали бы в контексте европейской музыки четырех столетий.
- Что вы скажете о нынешних молодых органистах, которые сегодня играли вашу музыку?
- Это такое талантливое поколение, что именно для него-то и хочется прежде всего создавать новые произведения. Кто из композиторов не мечтает о том, чтобы его творение оказалось в руках мастера! А ведь они уже есть, эти мастера, причем среди совсем молодых - конкурс доказал это! Как, впрочем, и то, что дарованию, даже самому яркому, нужна школа. Что касается нашего Отечества, то теперь мы можем гордиться не просто одаренными людьми, играющими на органе, но талантами, великолепно обученными.
- В состав международного жюри, куда вошли органисты Петр Плани из Чехии, Расима Бабаева из Азербайджана, были и представители других музыкальных специальностей.
- Да, так было задумано, чтобы избежать узкопрофессиональных оценок. Мы были рады, что в работе жюри согласились принять участие известный российский композитор Карен Хачатурян и замечательная пианистка и историк музыки Елена Сорокина; оба - профессора Московской консерватории. Оценивалась не только профессиональная подготовка, но прежде всего художественная зрелость конкурсантов.
- Кто поддержал это начинание?
- Во-первых, Российская государственная концертная компания "Содружество" и Главный военный госпиталь имени Н.Н. Бурденко, где в историческом Портретном зале (рубежа XVIII - XIX веков) проходили прослушивания. Среди организаторов - и Московская консерватория, и фирма "Viscount International", учредившая специальный приз, и Союз композиторов Москвы. Известная фирма балетных аксессуаров "Grishko" вручила свою премию, а Государственная филармония на Кавказских Минеральных Водах и Кировский "Александровский костел" учредили специальные призы в виде гастролей.
- Прослушивания проходили в Главном госпитале. Здесь замечательный зал именно для органной музыки. Ощущение почти как в соборе - звук льется с хоров, акустика прекрасная. Инструмент "Viscount", хоть и цифровой, обладает вполне живыми красками. Но вот участников могло быть и больше...
- Возможно. Но изначально мы не стремились к большому числу конкурсантов, и я не уверен, будем ли делать это впредь. Вспоминается 1997 год, Первый арфовый конкурс - он был еще при жизни Веры Георгиевны Дуловой. Заявок было совсем немного, а теперь по 50 человек приезжают, все хотят играть! Главное - дать творческий импульс, положить доброе начало. Основная позиция жюри нашего конкурса состояла в том, чтобы отмечать прежде всего достоинства музыканта, а не то, чего ему недостает. Были присуждены пять лауреатских премий и один диплом.
- Представьте, пожалуйста, лауреатов.
- Первую премию поделили представительницы России и Японии - Яна Юденкова, выпускница Московской консерватории, и Хироко Иноуэ, которая учится там же. Вторую завоевала Елена Цыбко, концертирующая органистка, обладательница ряда призов и премий на международных органных состязаниях, ассистент кафедры органа и клавесина Московской консерватории. Третьей премии удостоены наши Анна Карпенко и Юлия Пирожихина - тоже опытные конкурсные бойцы. Пятая досталась москвичке Екатерине Готсдинер. Открытием стали участницы из Азербайджана. Там очень молодая органная школа, но девочки, Сабина Беглярбекова (IV премия) и Рената Юсупова (диплом), произвели очень приятное впечатление, тем более что это их международный дебют.
- Вы преподаете в Московской консерватории на кафедре композиции. Ваши ученики пишут произведения для органа?
- Недавно на кафедральном концерте в Малом зале с успехом прозвучал цикл "Прелюдия и токката" моей студентки Маши Гутник. Своим ученикам я вообще советую больше писать для таких инструментов, как ударные, арфа, орган. Тут можно раскрыть еще не изведанные возможности.
- Как вы считаете, профессия композитора будет востребована в XXI веке?
- Это очень серьезная проблема. Думаю, что если окончательно не оторвемся от своих корней, то да. Я не открою Америки, если скажу, что творческий человек должен знать традиции и стараться не забывать их. Вот сейчас мы слушали органные сочинения четырех столетий. Как свежо звучат старые мастера, какие глубины раскрываются в простом, казалось бы, двухголосии! Нужно возвращаться к истокам.


--------------------
И всё же я всё ещё жива.
Go to the top of the page
 
   +Quote Post



Reply to this topicStart new topic

 



Сейчас: 24.9.2018, 11:49
Правообладателям, Claims Of Copyright Infringement,
Валерий Кикта - Музыкальный форум