Все о Dts

Музыкальный форум > Программы, софт, software > Программы для работы со звуком > Аудиоформаты

Полная версия этой страницы: Все о Dts
cinder
Краткий курс DTS

DTS - алгоритм кодирования звуковой информации с потерями (lossy), типа как Dolby Digital, MP3, OGG, но НЕ как APE, SHN, которые есть loseless, без потерь. Как и всякий алгоритм сжатия с потерями его нельзя идеализировать: обязательно добавляются искажения, не присущие оригинальному источнику, потери нюансов, которые наверняка кто-то особо ушастый всегда услышит.

DTS - алгоритм кодирования, изначально предназначенный исключительно для многоканального звука, более того - для многоканального звука в формате 5.1. В отличие от Dolby Digital, где в потоке некоторые каналы могут отсутствовать вообще, в потоке DTS место для всех шести каналов всегда зарезервировано, и, при отсутствии реальной информации в них, это место просто пропадает. Т.е. при одинаковом битрейте в DTS запись 4.0 будет того же качества, как и 5.1. Дальнейшее развитие (DTS ES, DTS 24/96) использует те же 6 каналов, но дополнительные данные специально маркируются (поток имеет теговую структуру), так, что обеспечивается 100% совместимость с чистыми 5.1 декодерами, причем совместимость такова, что качество такого "совместимого" декодирования практически неотличимо от качества декодирования "чистого" 5.1 материала.

Разработчики DTS изначально ориентировались на качественное кодирование музыкального материала, так что использование DTS для многоканальной музыки не случайно. Именно на музыкальных записях, прежде всего, проявляется преимущество алгоритмов DTS.

Для полноценного восприятия всех возможностей DTS необходимо иметь декодер с внутренней арифметикой минимум в 24 бита, выходными ЦАПами минимум в 20 бит, прослушивать через пять идентичные акустические системы, способные воспроизводить полный музыкальный бас (герц до 40) и качественный сабвуфер. Манипуляции с басом не приветствуются. Собственно, поэтому компьютерное качественное декодирование до недавнего времени было невозможно (аудиокарты не принимали данные, более 16 бит), а реально оценить разницу в качестве на дешевой аппаратуре тяжело.

DTS изначально расчитано на правильно размещение акустических систем, компенсации фазовых задержек и уровней даже не предусмотрены в отдельных DTS декодерах, это всё появилось позже, для масс-маркета. Кстати, хотя мануалы это не всегда указывают, во многих качественных ресиверах и декодерах настройки задержек не влияют на декодирование DTS, что может приводить к существенному искажению панорамы при неправильном расположении акустики, тогда как Dolby Digital, вроде, отыгрывает нормально. Кстати, аналогичная ситуация с DVD-A и SACD!

Т.к. формат DTS долгое время был "в загоне", исторически сложилось, что записи в DTS замещают звуковые дорожки PCM, и такие записи не содержат никакой отдельной информации, позволяющей аппарату, ничего не знающему о DTS, определить, что это не PCM. Поэтому будьте осторожны: воспроизведение DTS записей может привести к достаточно громкому шуму, т.к. код будет декодироваться, как PCM.

Собственно, этот исторический фактор определил два основных реально используемых битрейта: 1411Kbps (битрейт Audio CD и CPM дорожки на лазерных дисках, LD) и 1536Kbps (битрейт стерео PCM для DVD). Только потом появился т.н. "половинный" битрейт на DVD с фильмами - 768Kbps.

Формат DTS Audio CD - именно тот формат, в котором распространялись аудиотреки для кинотеатров. Выход CD плеера подключался к DTS декодеру. Т.о. это не какое-то левое или искуственное изобретение (как, например, Dolby Digital Audio CD), а изначально задуманный формат.

Quad to DTS
В конце 60х-начале 70х годов прошлого века были попытки продвигать четырехканальные, квадрофонические записи. Их (записей) было сделано немало, но вот в приличном виде сохранилось немного. Тогда это было очень дорогим удовольствием. Сейчас коллекционеры-энтузиасты переводят свои коллекции в формат DTS Audio CD.
Квадрозаписи распространялись, в основном, в следующих форматах:

Quad Reel (QR) - четырехканальная фонограмма студийного качества

Q8 - бытовой восмиканальный (по 4 с каждой стороны) кассетный магнитофон. В нашей стране вряд ли встречается.

SQ, QS - матричные записи на виниловых пластинках. Требовали специального декодера. Качество разделения каналов невысоко - примерно, как в Dolby ProLogic.

CD-4 - дискретные четырехканальные записи на виниле. Т.е. головка-то снимала две дорожки, но тылы были замешаны, сдвинуте по частоте. Т.о. головка звукоснимателя и предусилитель должны были иметь линейную характеристику в полосе 50КГц! Понятно, такие вертушки и декодеры к ним были дороги...

Т.о. на сегодня самым качественным источником из реально доступных является Q8. Вторым - SQ.

Следует иметь в виду, что квадрозаписи необходимо было слушать через четыре идентичные полночастотные колонки и усилок с четырьмя идентичными каналами. Колонки должны были стоять по углам квадрата, слушатель - в центре. Отклонение от такого расположения ведет к искажению панорамы. Громкостью тылов ситуацию не выправить: направление на источник определяется фазой. Хорошо, если Ваш декодер применяет задержки в настройках и в DTS... Но если кажется, что в вокалу в тылах многовато, попробуйте пересесть в центр бежду фронтами и тылами.

Источник
cinder
Как воспроизводить?

Методов много, и даже, возможно, больше, чем тут изложено.

Если Вы не уверены, что у Вас сразу всё получится, рекомендую начать с малого: скачать небольшой wav, кодированный в DTS по всем правилам формата DTS Audio CD, т.е. как бы 16 бит, 44.1КГц, но внутри вместо PCM - информация, кодированная в DTS, причем с явными звуками во всех 6 (5.1) каналах, чтобы дыло понятно, что всё работает правильно. Скачать подобные записи можно с архива Шведского радио, который вещает в DTS и выкладывает у себя на сайте отдельные программы, в т.ч. короткие тестовые записи. Например, этот ZIP архив всего на 14МБ содержит то, что надо: звуки из всех каналов.

Под "аппаратным DTS декодером" понимается устройство, принимающее на входе цифровой поток, закодированный в DTS, и выдающий на выходе 6 аналоговых каналов (DTS ES и прочая - за рамками, да и разница не принципиальна). Это может быть отдельный декодер (Millennium 2.4.6, Denon AVD-1000), ресивер со встроенным декодером DTS (почти любой современный), DVD проигрыватель со встроенным декодером DTS (т.е. у которого на передней панели написано НЕ DTS Digital Out).

Программные DTS декодеры - программные плееры DVD типа WinDVD, PowerDVD и т.п. с подключенной поддержкой DTS декодирования. Такая поддержка бывает не всегда.

Цифровой источник - S/PDIF выход практически любого бытового CD или DVD плеера, S/PDIF выход некоторых компьютерный CD и DVD приводов (не всех!), S/PDIF аудиокарт, способных выдавать на выходе семплы с частотой дискретизации 44.1КГц 1:1, без искажений, без передискретизаций, без эквалайзеров и эффектов.

В случае бытового DVD плеера в качестве цифрового источника для DTS Audio CD наличие или отсутствие надписи "DTS Digital Output" не существенно - эта надпись существенна только для DVD с фильмами!

В случае звуковых карт, ни одна из внутренних плат фирмы Creative не подходит. Любимые некоторыми платы на Vortex2 с опцией 44.1КГц в настройках - не подходят! USB устройства с цифровым выходом - почти все годны. Дешевые звуковухи на CMI - тоже хорошо. Но обязательно отключите все программно-аппаратные улучшайзеры и поставьте в максимум громкости на master и wave каналах в микшере - они есть зло, портящее цифру.

Есть два принципиально разных подхода: через запись DTS Audio CD (возможно, на CD-RW болванку, или виртуально - монтированием cue/wav или img или nrg в бесплатном Daemon Tools), или без таковой.

1. Воспроизведение через DTS Audio CD

Запишите wav, cue/wav, img, nrg - то, что есть, в любимой программе записи Audio CD. При этом обратите внимание, что имеющиеся в некоторых программах встроенные эффект-процессоры (выравниватели уровня, эквалайзеры, фейдеры) должны быть отключены. Если не уверены - запишите с помощью настроенного на offsetы EAC, сграбьте и сравните. Не грешите на источники, если Вы не способны записать аудио-сиди 1:1, обратитесь к соотвествующим руководствам и интернет-сайтам. Помните: практически вся музыка в DTS, распространяемая через интернет, обязана играться, и проблема точно не в ней!

Итак, есть тестовый DTS Audio CD. Далее варанты:

1а. Цифровой источник подключается к аппаратному DTS декодеру - должно 100% работать.

1б. DTS Audio CD воспроизводится и декодируется программным декодером при наличии в компе многокалальной звуковой карты. Напоминаю: в этом случае болванку может заменить Daemon Tools.

2. Воспроизведение без изготовления DTS Audio CD

2а. Некоторые DVD плееры могут распознать DTS кодирование в WAVах, записаных на болванку, как файл.

2б. Любой проигрыватель WAV файлов без "улучшайзеров", работающий на честную звуковую карточку с рабочим S/PDIF, подключенный к аппаратному DTS декодеру.

3. Извращенный случай: нет ваще DTS декодера!

Тогда надо всё попилить на wavы (если оригинал - wav/cue, img или nrg, то Daemon Tools+EAC поможет), найти софт, декодирующий DTS, а затем - либо пытаться слушать шестиканальные wavы, либо унизиться до перекодирования в Dolby Digital.

Софт для декодирования DTS в WAVs начал появляться только недавно, качество - так себе, так что ищите... Места типа _doom9.org - самое хорошее начало для таких поисков.

Любая звуковая карта с программным декодером (WinDVD/PowerDVD последних версий) - гарантированная возможность приобщиться. Если звуковая карта имеет менее 6 каналов - проигрыватели сделают даунмикс хоть в 4, хоть в стерео, но это уже будет не совсем то...

Наилучший по качеству результат дает цифровой источник (DVD/CD компьютер с S/PDIF, способный выдать неискаженную цифру с частотой дискретизации 44.1КГц) и аппаратный декодер (возможно, встроенный в DVD плеер).

Источник
Migelio
отличный материал, спасибо good.gif

только вот спутать DTS и LPCM вряд ли сможет холть один плеер - не знаю что там имелось в виду.

преимущество DTS перед DD 5.1 в значительно большем потоке - 256 в канал против 64

вот сижу и смотрю концерт Хэнкока на DVD - есть 3 аудиодорожки : DD 5.1 (для совместимости наверное - белая книга предписывает), DTS и LPCM.
Не надо иметь золотые уши чтобы понять - для музыки ценность имеет только LPCM

mamont01
на материнке (не на звуковой карте) стоит цифровой выход S/PDIF.

ВОПРОС: снимая звук через этот канал я получаю какие либо искажния при прохождении звука через все железо компьютера или нет?
(если по другому перефразировать вопрос, имеет ли смысл ставить звуковую карту, или можно поручить обработку снимаемого сигнала внешним, не зависимым от компьютера приборам - ресивер, предусилитель, усилитель и.т.п., аккустической системы ?)

И еще вопросик? Где можно файлик скачать музыкальный, с "родным" звуком 5.1. (хотя бы один). Послушать хочется, что это за зверь такой и насколько это круче, чем стерео. А то от прослушивания стерео на шести каналах (несмотря на все попытки техники улучшить звук) удовольствия никакого. sad.gif

Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
IP.Board 2001-2012 IPS, Inc.